Эрих Фромм: Человек для себя. Моральная проблема нашего времени

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени
Красносельский
Константин
Константинович

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Компьютер и программы

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени WEB-дизайн

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Литература и поэзия

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Гуманитарные науки

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Логика

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Альтернативная логика

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Введение

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава 1. Законы правильного мышления

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава 2. Способы познания

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава 3. Суждение (высказывание).

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава 4. Умозаключения.

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава 5. Простые умозаключения (силлогизмы).

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава 6. Простой категорический силлогизм.

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава 7. Полисиллогизм.

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава 8. Методы оптимизации мышления

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава 9. Аналогия

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава 10. Индукция

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава 11. Интуиция

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава 12. Мышление и его ошибки

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава 13. Построение теорий

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава 14. Теория аргументации

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава 15. Основы риторики

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава 16. Практика риторики

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Заключение

 

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Психология

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Эрих Фромм

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Иметь или быть?

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Вступительная статья

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Предисловие

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Введение

Часть I

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава I. Первый взгляд

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава II. Обладание и бытие в повседневной жизни

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава III. Обладание и бытие в Ветхом и Новом завете и в трудах Майстера Экхарта

Часть II

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава IV. Что такое модус обладания?

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава V. Что такое модус бытия?

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава VI. Другие аспекты обладания и бытия: безопасность – опасность

Часть III

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава VII. Религия, характер и общество

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава VIII. Условия изменения человека и черты нового человека

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава IX. Черты нового общества новая наука о человеке

 

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Человек для себя

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Предисловие

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава I. Проблема

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава II. Гуманистическая этика: прикладная наука искусства жить

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава III. Человеческая природа и характер

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава IV. Проблемы гуманистической этики

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Глава V. Моральная проблема нашего времени

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Послесловие. Разумность добра

 

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Психоанализ и религия

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Предисловие

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Фрейд и Юнг

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Анализ некоторых типов религиозного опыта

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Психоаналитик - «врачеватель души»

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Психоанализ - угроза для религии?

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Примечания

 

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Искусство любить

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Предисловие

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Является ли любовь искусством?

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Теория любви

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Объекты любви

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Любовь и ее распад в современном обществе

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Практика любви

 

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Психические болезни. Справочник

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Аффективные синдромы

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Алкоголизм

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Амнестический (корсаковский) синдром

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Бредовые синдромы

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Дефект психический

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Галлюцинаторный синдром (галлюциноз)

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Истерический синдром

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Интоксикационные психозы

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Кататонические синдромы

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Маниакально-депрессивный психоз

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Навязчивые состояния (обсессии)

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Неврозы

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Олигофрения

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Прогрессивный паралич

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Помрачение сознания

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Пресенильные (предстарческие, инволюционные) психозы

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Психопатии

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Психоорганический синдром (органический психосиндром)

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Реактивные психозы

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Сенестопатически-ипохондрический синдром

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Сенильные психозы (старческие психозы)

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Симптоматические психозы

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Сверхценные идеи

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Токсикомании и наркомании

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Травматическая энцефалопатия

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Шизофрения

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Эпилепсия

 

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени История

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени История упадка Римской империи

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Введение

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Империя во время язычества

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Установление христианства в качестве государственной религии

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Империя во время правления династии Константина

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Империя при Валентиниане и Валенте

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Империя при Феодосии Великом

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Империя под управлением детей Феодосия

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Поход Алариха в Италию

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Итоги

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Причины падения Западной Римской Империи

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Как и когда древние люди научились добывать огонь?

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Средневековое мракобесие и современная наука древней Греции

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Существовал ли Иисус?

 

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Быт

Правильная заточка ножейПравильная заточка ножей

Какая зернистость нужна для заточки ножа?Какая зернистость нужна для заточки ножа?

Как избавиться от заусенца при заточке ножа?Как избавиться от заусенца?

Точильные камни на которых точу яТочильные камни на которых точу я

Замена Translucent Arkansas и Black Hard ArkansasЗамена Translucent Arkansas и Black Hard Arkansas

Про кварциты, блеск, остроту и резПро кварциты, блеск, остроту и рез

 

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Любовь

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Понятие веры в Исповеди Толстого

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени Отупление отменяется

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени И другое...

 

Компьютер Программы WEB-дизайн Гуманитарные науки Документация Справочник Статьи Хронология материалов

Компьютер Программы WEB-дизайн Гуманитарные науки Документация Справочник Статьи Обращение к посетителям

Шрифт Font Шрифты Fonts скачать Скачать шрифты

Реферат по психологии религии логике информатике. рефераты контрольные курсовые работы скачать на халаву психология религия информатика халява логика контрольная курсовая работа Скачать рефераты

Создание web сайта на заказ Создание web сайта на заказ

Создание, разработка web сайта на заказ. WEB-design Создание веб сайтов (цены)

web Сайты, созданные Красносельским К. К. Веб-дизайн разработка сайтов на заказ. WEB-design Веб-сайты, созданные мной (потенциальным заказчикам)

Полезные ссылки Полезные ссылки

Красносельский К. К. Компьютер Windows DOS система реестр BIOS программы Веб-дизайн PHP Perl CSS HTML CGI Java JavaScript музыка поэзия стихи тексты песен Психология философия психоанализ психиатрия логика сознание разум мышление интуиция развитие человек реферат религия информатика Об авторе

Компьютер Программы WEB-дизайн Гуманитарные науки Документация Справочник Статьи Статистика сайта

Показать фреймы

 

Web На сайте

 

 

ТаблицейБлоками.

Эрих Фромм: Человек для себя. Моральная проблема нашего времени

Последняя модификация: 10.08.2014 г

Страница загружена с адреса: http://humanus.site3k.ru/psiho/fromm/forhimself/5.html

Моя студия веб-дизайна

Эрих Фромм: Человек для себя ГЛАВА V

Моральная проблема нашего времени

Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много,– которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно.

Платон. Государство. *

 

Существует ли какая-то особая моральная проблема нашего времени? Разве моральная проблема не одна и та же для всех времен и народов? Да, это так, и, тем не менее, каждая культура имеет свои моральные проблемы, порожденные ее особой структурой, хотя эти частные проблемы являются только различными гранями моральных проблем человека. Каждую такую отдельную грань можно понять только в связи с основной и всеобщей проблемой человека. В этой заключительной главе я хочу уделить особое внимание одному специфическому аспекту общей моральной проблемы, отчасти потому, что это решающая проблема с психологической точки зрения, и отчасти потому, что мы склонны обходить ее вниманием, поддавшись иллюзии, что эта проблема,– отношения человека к силе и власти,– уже решена.

Отношение человека к силе коренится в самих условиях его существования. Как физические существа, мы подвластны силе – силе природы и силе человека. Физическая сила может лишить нас свободы и убить нас. В состоянии ли мы сопротивляться и побеждать, это зависит от таких побочных факторов, как наша собственная физическая сила и сила наших средств борьбы. А вот наш ум не зависит напрямую от власти силы. Сила не властна отменить истину, которую мы познали, и идеи, в которые мы верим. Сила и разум существует в разных плоскостях, и силе никогда не опровергнуть истину.

Означает ли это, что человек свободен, даже если рожден в оковах? Означает ли это, что дух раба может быть так же свободен, как дух его господина, как утверждали св. Павел и Лютер? Если бы дело обстояло так, это в громадной степени упростило бы проблему человеческого существования. Но это утверждение не считается с тем фактом, что идеи и истина не существуют вне человека и независимо от него, что ум человека подвержен влиянию его тела, а душевное состояние – влиянию его физического и социального существования. Человек способен познать истину и способен любить, но если он – не только его тело, а вся его личность – подвергается угрозе превосходящей его силы, если он становится беспомощным и испуганным, это наносит вред его уму, его действия становятся судорожными и парализуются. Парализующее воздействие силы покоится не только на страхе, ею порождаемом, но и на скрытом обещании – обещании, что те, кто обладают силой, могут защитить и позаботиться о "слабых", подчинившихся силе, что сильные могут освободить человека от бремени неуверенности и ответственности за самого себя, гарантируя порядок и отводя индивиду в этом порядке место, дающее ему чувство безопасности.

Подчинение человека этой комбинации угрозы и обещания означает его действительное "падение". Подчиняясь силе-господству, он лишается своей силы-потенции. Он лишается своей силы использовать все те способности, которые делают его по-настоящему человечным; его разум перестает действовать; он может совершать умственные операции, манипулировать вещами и самим собой, но он принимает за истину то, что властвующие над ним называют истиной. Он лишается своей силы любить, ибо его чувства взяты в оковы теми, от кого он зависит. Он лишается своего морального чувства, ибо невозможность подвергать сомнению и критиковать этих сильных сделала бессмысленной его моральную оценку кого бы то ни было и чего бы то ни было. Он – жертва суеверия и предрассудка, ибо он неспособен распознать действительное значение тех предпосылок, на которых покоятся такие ложные верования. Его собственный голос не может позвать его обратно к себе самому, поскольку он перестал слышать его, поглощенный слушанием голосов тех, кто имеет над ним власть. Только свобода является необходимым условием как счастья, так и добродетели; свобода не в смысле возможности делать произвольный выбор и не в смысле свободы от необходимости, а свобода реализовать то, что потенциально заключено в человеке, выявить истинную природу человека согласно законам его существования.

Если свобода, способность сохранить собственную цельность перед лицом силы – это основное условие моральности, не решил ли человек западного мира свою моральную проблему? Не проблема ли это только людей, живущих при авторитарных диктатурах, которые лишили их личной и политической свободы? Конечно, свобода, достигнутая современными демократиями, предполагает обещание развития человека, отсутствующего при каких бы то ни было диктаторских режимах, несмотря на их заявление, что они действуют в интересах человека. Но и при демократии это всего лишь обещание, но не исполнение обещанного. Мы скрываем нашу моральную проблему от самих себя, фокусируя внимание на сравнении нашей культуры с теми способами жизни, которые представляют собой отрицание высших достижений человечества, и вследствие этого мы игнорируем тот факт, что мы тоже подчиняемся власти силы, не власти диктатора или политической бюрократии, действующей с ним заодно, а анонимной власти рынка, успеха, общественного мнения, "здравого смысла" – или, вернее, общепринятой бессмыслицы,– и власти машины, чьими рабами мы стали.

Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе. Она заключается в том, что мы утратили чувство значительности и уникальности индивида, превратили себя в орудие внешних целей, относимся к себе как к товарам, а наши силы отчуждены от нас. Мы стали вещами, и наши ближние стали вещами. В результате мы чувствуем себя бессильными и презираем себя за это бессилие. Поскольку мы не верим в свои силы, у нас нет веры в человека, нет веры в самих себя, и в то, что наши силы могут создать. У нас нет совести в гуманистическом ее понимании, посему мы не осмеливаемся доверять нашим оценкам. Мы – стадо, верящее, что дорога, по которой мы идем, должна вести к цели, раз мы видим, что и другие идут той же дорогой. Мы в темноте и ободряем себя тем, что слышим чей-то свист в ответ на наш собственный.

Достоевский некогда сказал: "Раз Бог умер, все позволено"*. Большинство людей и в самом деле так считает; разница между ними лишь в том, что одни пришли к выводу, что Бог и церковь должны сохраняться, чтобы поддерживать моральный порядок, а другие придерживаются идеи, что все позволено, нет никакого надежного морального начала, а практические соображения – это единственный регулятивный жизненный принцип.

В противоположность этому, гуманистическая этика занимает такую позицию: если человек живой, он знает, что позволено; быть живым значит быть плодотворным, употреблять собственные силы не на какую-то трансцендентную человеку цель, а на самого себя, придать смысл собственному существованию, быть человечным. Пока кто-либо считает, что его идеал и цель находится где-то вне его, что цель где-то в небесах, в прошлом или в будущем, он будет двигаться от себя вовне и искать осуществления там, где его нельзя найти. Он будет искать решения и ответы где угодно, только не там, где их можно найти,– в самом себе.

"Реалисты" уверяют нас, что проблемы этики – это пережиток прошлого. Они говорят нам, что психологический и социологический анализ показывает, что все ценности существуют лишь относительно той или иной культуры. Они предполагают, что наше личное и социальное будущее гарантируется единственно нашим материальным успехом. Но эти "реалисты" оставляют без внимания некоторые суровые факты. Они не видят, что пустота и бездумность индивидуальной жизни, отсутствие плодотворности и, как ее следствие, отсутствие веры в себя и в человечество, обретя затяжной характер, ведут к эмоциональным и душевным нарушениям, которые, как правило, делают человека неспособным даже к достижению его материальных целей.

Сегодня все чаще слышны пророчества гибели. Хотя они выполняют важную функцию привлечения внимания к опасным тенденциям в нашей нынешней ситуации, но в них не учтено обещание, заключенное в достижениях человека в естественных науках, психологии, медицине и искусстве. А эти достижения отражают наличие мощных плодотворных сил, не вяжущихся с картиной разлагающейся культуры. Наш период – переходный. Средние века не закончились в пятнадцатом веке, и Новое время не началось сразу же после этого. Конец и начало составляют процесс, длящийся уже более четырехсот лет – в сущности очень короткое время, если мерить его историческими мерками, а не мерками нашей недолгой жизни. Наш период – это конец и начало, богатое возможностями.

Если я повторю теперь вопрос, поставленный в начале этой книги,– имеем ли мы основание гордиться и надеяться, ответ опять будет утвердительным, но с одним уточнением, какое следует из того, что мы уже рассмотрели: ни хороший, ни плохой исход не бывает автоматическим и предопределенным. Решение остается за человеком. Оно зависит от его способностей серьезно отнестись к себе, своей жизни и счастью, от его готовности смело смотреть в лицо моральной проблеме – своей и своего общества. Оно зависит от его решимости быть самим собой и для себя.

 


* Перевод А. Н. Егунова.– см. Платон. Сочинения в трех томах, т. 3. ч 1. с. 275.– Прим. перев.

* Идея о том, что раз Бога нет, то нет и бессмертия души, а значит все позволено, вложена Достоевским в уста Ивана Карамазова в романе "Братья Карамазовы (см. ПСС, т. 14, кн. одиннадцатая, IX; т. 15, кн. вторая, VI) и в уста Кириллова в романе "Бесы (там же, т. 10, ч. третья, гл. шестая).– Прим. перев.

 

Комментарии к странице

 

 

Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени

 


На главную страницу сайта Психология Эрих Фромм Человек для себя Эрих Фром Моральная проблема нашего времени