Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие
Красносельский
Константин
Константинович

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Компьютер и программы

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие WEB-дизайн

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Литература и поэзия

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Гуманитарные науки

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Логика

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Альтернативная логика

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Введение

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава 1. Законы правильного мышления

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава 2. Способы познания

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава 3. Суждение (высказывание).

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава 4. Умозаключения.

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава 5. Простые умозаключения (силлогизмы).

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава 6. Простой категорический силлогизм.

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава 7. Полисиллогизм.

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава 8. Методы оптимизации мышления

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава 9. Аналогия

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава 10. Индукция

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава 11. Интуиция

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава 12. Мышление и его ошибки

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава 13. Построение теорий

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава 14. Теория аргументации

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава 15. Основы риторики

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава 16. Практика риторики

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Заключение

 

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Психология

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Эрих Фромм

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Иметь или быть?

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Вступительная статья

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Предисловие

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Введение

Часть I

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава I. Первый взгляд

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава II. Обладание и бытие в повседневной жизни

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава III. Обладание и бытие в Ветхом и Новом завете и в трудах Майстера Экхарта

Часть II

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава IV. Что такое модус обладания?

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава V. Что такое модус бытия?

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава VI. Другие аспекты обладания и бытия: безопасность – опасность

Часть III

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава VII. Религия, характер и общество

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава VIII. Условия изменения человека и черты нового человека

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава IX. Черты нового общества новая наука о человеке

 

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Человек для себя

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Предисловие

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава I. Проблема

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава II. Гуманистическая этика: прикладная наука искусства жить

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава III. Человеческая природа и характер

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава IV. Проблемы гуманистической этики

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Глава V. Моральная проблема нашего времени

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Послесловие. Разумность добра

 

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Психоанализ и религия

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Предисловие

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Фрейд и Юнг

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Анализ некоторых типов религиозного опыта

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Психоаналитик - «врачеватель души»

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Психоанализ - угроза для религии?

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Примечания

 

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Искусство любить

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Предисловие

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Является ли любовь искусством?

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Теория любви

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Объекты любви

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Любовь и ее распад в современном обществе

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Практика любви

 

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Психические болезни. Справочник

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Аффективные синдромы

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Алкоголизм

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Амнестический (корсаковский) синдром

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Бредовые синдромы

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Дефект психический

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Галлюцинаторный синдром (галлюциноз)

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Истерический синдром

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Интоксикационные психозы

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Кататонические синдромы

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Маниакально-депрессивный психоз

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Навязчивые состояния (обсессии)

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Неврозы

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Олигофрения

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Прогрессивный паралич

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Помрачение сознания

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Пресенильные (предстарческие, инволюционные) психозы

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Психопатии

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Психоорганический синдром (органический психосиндром)

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Реактивные психозы

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Сенестопатически-ипохондрический синдром

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Сенильные психозы (старческие психозы)

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Симптоматические психозы

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Сверхценные идеи

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Токсикомании и наркомании

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Травматическая энцефалопатия

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Шизофрения

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Эпилепсия

 

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие История

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Как и когда древние люди научились добывать огонь?

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Причины падния Западной Римской Империи

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Средневековое мракобесие и современная наука древней Греции

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Существовал ли Иисус?

 

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Быт

Правильная заточка ножейПравильная заточка ножей

 

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Любовь

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Понятие веры в Исповеди Толстого

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие Отупление отменяется

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие И другое...

 

Компьютер Программы WEB-дизайн Гуманитарные науки Документация Справочник Статьи Хронология материалов

Компьютер Программы WEB-дизайн Гуманитарные науки Документация Справочник Статьи Обращение к посетителям

Шрифт Font Шрифты Fonts скачать Скачать шрифты

Реферат по психологии религии логике информатике. рефераты контрольные курсовые работы скачать на халаву психология религия информатика халява логика контрольная курсовая работа Скачать рефераты

Создание web сайта на заказ Создание web сайта на заказ

Создание, разработка web сайта на заказ. WEB-design Создание веб сайтов (цены)

web Сайты, созданные Красносельским К. К. Веб-дизайн разработка сайтов на заказ. WEB-design Веб-сайты, созданные мной (потенциальным заказчикам)

Полезные ссылки Полезные ссылки

Красносельский К. К. Компьютер Windows DOS система реестр BIOS программы Веб-дизайн PHP Perl CSS HTML CGI Java JavaScript музыка поэзия стихи тексты песен Психология философия психоанализ психиатрия логика сознание разум мышление интуиция развитие человек реферат религия информатика Об авторе

Компьютер Программы WEB-дизайн Гуманитарные науки Документация Справочник Статьи Статистика сайта

Показать фреймы

 

Web На сайте

 

 

ТаблицейБлоками.

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие

Последняя модификация: 10.08.2014 г

Страница загружена с адреса: http://humanus.site3k.ru/psiho/fromm/psirelig/index.html

Моя студия веб-дизайна

Психоанализ и религия

Предисловие

Эту книгу можно считать продолжением "Человека для себя" - исследования по психологии морали. Этика и религия тесно связаны, между ними имеются определенные пересечения. Но в этой книге я сосредоточил внимание не на этике, а на религии.

Взгляды, выраженные в нижеследующих главах, ни в коем случае не являются общепринятыми для "психоанализа". Есть психоаналитики, которые практикуют религию, есть и другие, считающие интерес к религии симптомом неразрешенных эмоциональных конфликтов. Моя же позиция характерна скорее для третьей группы психоаналитиков.

Хочу выразить признательность моей жене не только за многочисленные замечания, которые были непосредственно учтены в тексте, но и, самое главное, за то, чем я обязан ее ищущему и острому уму, значительно повлиявшему на мое развитие и, следовательно, на мои взгляды в отношении религии.

Эрих Фромм

Проблема

Никогда еще человек не подходил так близко, как сегодня, к осуществлению своих самых заветных надежд. Наши научные открытия и технические достижения приближают время, когда стол будет накрыт для всех голодных, когда человечество преодолеет разобщенность и станет единым. Понадобились тысячелетия, чтобы раскрылись интеллектуальные способности человека, чтобы он научился разумной организации общества и концентрации сил. Человек создал новый мир, со своими законами и своей судьбой. Оглядывая свое творение, он может сказать: воистину, это хорошо.

Но что он скажет в отношении самого себя? Приблизился ли он к осуществлению другой мечты человеческого рода - совершенству самого человека? - Человека, любящего ближнего своего, справедливого, правдивого и осуществляющего то, что он есть потенциально, как образ божий?

Неловко даже задавать этот вопрос - ответ слишком ясен. Мы создали чудесные вещи, но не смогли сделать из себя существ, которые были бы достойны громадных усилий, затраченных на эти вещи. В нашей жизни нет братства, счастья, удовлетворенности; это - духовный хаос и мешанина, близкие к безумию, - причем не к средневековой истерии, а скорее к шизофрении - когда утрачен контакт с внутренней реальностью, а мысль отделилась от аффекта.

Обратим внимание лишь на некоторые события, о которых сообщают утренние и вечерние газеты. В связи с засухой в церквах читают молитвы о дожде; одновременно дождь пытаются вызывать химическими средствами. Уже больше года сообщают о летающих тарелках: одни утверждают, что летающие тарелки не существуют, другие - что они реальны и представляют собой новейшее вооружение - наше собственное либо иностранное; третьи всерьез толкуют, будто это машины, присланные инопланетянами. Нам твердят, что никогда еще перед Америкой не открывалось такого блестящего будущего, как сегодня, в середине двадцатого столетия; но на той же странице обсуждается возможность войны, и ученые спорят, уничтожит атомное оружие нашу планету или нет.

Люди ходят в церковь и внимают проповедям любви и милосердия; и те же самые люди посчитают себя болванами или еще чем похуже, если хоть на мгновение усомнятся, а стоит ли продавать товары по цене, недоступной для покупателя. Ребятишек учат в воскресной школе, что честность, прямота, забота о душе должны служить главными ориентирами в жизни, в то время как "жизнь учит", что следование этим принципам делает из нас в лучшем случае беспочвенных мечтателей. У нас имеются невероятные возможности в сфере коммуникаций - печать, радио, телевидение; но нас ежедневно потчуют бессмыслицей, которая показалась бы оскорбительной даже для детского ума, если бы дети не были вскормлены на ней. Провозглашается, что наш образ жизни делает нас счастливыми. Но много ли людей сегодня счастливы? Вспомним недавний снимок в журнале "Лайф"1: на углу улицы несколько человек ждут зеленого света. Поразительно и страшно - но эти оглушенные и испуганные люди не свидетели катастрофы, а обычные, спешащие по своим делам горожане.

Мы цепляемся за мысль, будто мы счастливы; учим детей, что наше поколение прогрессивнее любого другого, жившего до нас, что рано или поздно ни одно наше желание не останется неисполненным и не будет ничего недостижимого. Происходящее, похоже, подтверждает эту веру, которую в нас без конца вбивают.

Но услышат ли наши дети голос, который скажет им, куда идти и зачем жить? Каким-то образом они чувствуют, как и все человеческие существа, что жизнь должна иметь смысл, - но в чем он заключается? Ведь не в противоречиях же он, не в двуличии и циничной покорности, встречающихся на каждом шагу? Они тянутся к счастью, истине, справедливости, любви, преданности; но можем ли мы ответить на их вопросы?

Мы столь же беспомощны, как и дети. Мы не знаем ответа, потому что даже забыли, что существует такой вопрос. Мы притворяемся, будто наша жизнь имеет надежный фундамент, и не обращаем внимания на преследующие нас беспокойство, тревогу, замешательство.

Для одних выход - в возврате к религии: не с тем, чтобы уверовать, но чтобы спастись от невыносимого сомнения; они решаются на это не из благочестия, но ради безопасности. Исследователь современной ситуации, изучающий человеческую душу, - а не церковь - видит в этом шаге симптом нервного расстройства.

На тех, кто пытается найти выход в возвращении к традиционной религии, оказывают влияние взгляды церковников, согласно которым мы вынуждены выбирать одно из двух: либо - религия, либо - образ жизни, где мы проявляем заботу лишь об удовлетворении инстинктивных нужд и о материальном комфорте; если мы не верим в бога, у нас нет причины - и права - верить в душу и ее запросы. Выходит, что профессионально только священники и занимаются душой, только они говорят от имени идеалов любви, истины, справедливости.

Но так было не всегда. Хотя в некоторых культурах, например в Египте, жрецы действительно являлись "целителями души", в других - например, в Греции - эту функцию, по крайней мере частично, выполняли философы. Сократ, Платон, Аристотель2 в заботе о человеческом счастье и душе опирались не на откровение, а на авторитет разума. Они считали человека целью в себе и важнейшим предметом изучения. В их трактатах по философии и этике одновременно разбирались и психологические вопросы. Античная традиция была продолжена в период Возрождения, и характерно, что первая книга, в названии которой использовано слово psychologia, имела подзаголовок "Hoc est de Perfectione Hominis" ("Сие о совершенствовании человека") (*). В эпоху Просвещения3 данная традиция достигла своей вершины. Веря в разум, философы-просветители утверждали, что человек должен быть свободен как от оков политических, так и от оков предрассудка и невежества. Они призывали к уничтожению условий существования, порождавших иллюзии, а психологические исследования были нацелены у них на выявление предпосылок человеческого счастья. Условием счастья, говорили они, является внутренняя свобода человека; только в этом случае он может быть здоров душою. Однако впоследствии характер рационализма4 Просвещения резко изменился. Опьянев от материального процветания и успехов в покорении природы, человек перестал считать самого себя первой заботой - и в жизни, и в теоретическом исследовании. Разум, как средство обнаружения истины и проникновения сквозь поверхность явлений к их сущности, уступил место интеллекту - простому инструменту для манипулирования вещами и людьми. Человек разуверился в способности разума установить правильность норм и идеалов человеческого поведения.

(* Rudolf Goeckel, 1590. *)

Это изменение интеллектуальной и эмоциональной атмосферы оказало глубокое воздействие на развитие психологии как науки. Если не брать исключительные фигуры, такие, как Ницше и Кьеркегор, психология, как исследование души, нацеленное на достижение добродетели и счастья, исчезла. Академическая психология, пытаясь имитировать естествознание с его лабораторными методами взвешивания и измерения, занималась чем угодно, но только не душой. Изучая человека в лаборатории, она утверждала, что совесть, ценностные суждения, знание добра и зла суть метафизические понятия, выходящие за пределы психологической проблематики, и чаще всего решала мелкие проблемы, соответствовавшие принятому "научному методу"; и она не выдвинула никаких новых методов для исследования важнейших человеческих проблем. Тем самым психология как наука утратила свой главный предмет - душу; она стала заниматься "механизмами", формированием реакций, инстинктами, но обходила наиболее специфические для человека феномены: любовь, разум, совесть, ценности. Я употребляю слово "душа", а не "психика" или "сознание", потому что именно оно ассоциируется с этими высшими человеческими силами.

Затем появился Фрейд, последний великий представитель рационализма Просвещения и первый, кто показал его ограниченность. Он осмелился прервать песни триумфа, которые распевал чистый интеллект. Фрейд показал, что разум - ценнейшее и человечнейшее из качеств человека - сам подвержен искажающему воздействию страстей, и только понимание этих страстей может освободить разум и обеспечить его нормальную работу. Он показал как силу, так и слабость человеческого разума и возвел в руководящий принцип новой терапии слова "Истина сделает вас свободными"5.

Вначале Фрейд думал, что занимается некоторыми формами болезни и их лечением, однако постепенно осознал, что вышел далеко за пределы медицины, возобновив традицию, согласно которой психология, как изучение человеческой души, является теоретической основой для искусства жизни и достижения счастья.

Метод Фрейда - психоанализ сделал возможным самое тонкое и интимное исследование души. "Лаборатория" аналитика не оснащена приборами, он не может взвесить или просчитать свои открытия, но он обладает способностью проникать - сквозь сны, фантазии и ассоциации - в скрытые желания и тревоги пациентов. В своей "лаборатории", опираясь лишь на наблюдение, разум и собственные переживания, он обнаруживает, что душевную болезнь нельзя понять, не обращаясь к моральным проблемам; что пациент болен, потому что пренебрегал нуждами души. Аналитик - не теолог или философ и не претендует на то, что компетентен в этих областях; но в качестве врачевателя души аналитик занимается теми же проблемами, что и философия и теология - душой человека и ее исцелением.

Определив задачи психоаналитика, мы обнаруживаем, что в настоящее время изучением души профессионально занимаются две группы: священники и психоаналитики. Каковы их взаимоотношения? Притязает ли психоаналитик на то, чтобы занять место священника, и неизбежна ли вражда между ними? Или же они - союзники, которые должны дополнять друг друга и оказывать друг другу теоретическую и практическую помощь?

Первый взгляд выражен как психоаналитиками, так и представителями церкви. "Будущее одной иллюзии" Фрейда (*) и "Покой души" Шина (**) ставят ударение на моменте оппозиции, для трудов К. Юнга (***) и Равви Либмана (****) характерны попытки примирить психоанализ и религию. Тот факт, что значительная часть священников изучает психоанализ, показывает, насколько глубоко идея союза психоанализа и религии проникла в сферу их практической деятельности.

(* Freud S. The Future of an Illusion. Liveright publishing Corporation, 1949. *)

(** Иллюстрацией неудачного способа обращения с предметом служит утверждение монсиньора Шина в его "Покое души" (Sheen. Peace of Soul. Whittlesey House, 1949). Он пишет: "Когда Фрейд это написал, он навязал теории иррациональный предрассудок: "Маска пала: он [психоанализ] ведет к отрицанию бога и этического идеала" (Freud S. The Future of an Illusion, p. 64). По Шину, выходит, что цитируемое утверждение принадлежит Фрейду. Но если обратиться к оригинальному тексту, мы увидим, что перед цитируемым Шином предложением идет следующий текст: "Если же я теперь выступлю с такими нежелательными суждениями, всякий очень легко перенесет свою злобу с меня на психоанализ. Теперь-то, скажут, мы видим, куда ведет психоанализ! (курсив мой. - Э. Ф.). Маска пала, - к отрицанию бога и нравственного идеала; мы всегда это подозревали! Чтобы скрыть от нас истину, нас морочили, что психоанализ не имеет философской позиции и не может ее иметь!" Ясно, что Фрейд выражает не собственное мнение, а говорит о том, что люди будут нападать на психоанализ. Искажение здесь в том, что Фрейд якобы отрицает не только бога, но и этический идеал. Конечно, монсиньор Шин вправе верить, что отрицание бога ведет к отрицанию этических идеалов, но он не вправе приписывать такие взгляды Фрейду. Если бы монсиньор Шин целиком привел цитату, оставив слова "мы всегда это подозревали" или указав на то, что они выпущены, читатель не был бы так легко введен в заблуждение. **)

(*** Jung С. G. Psychology and Religion. Yale University Press, 1938. ***)

(**** Liebman. Peace of Mind. Simon & Schuster, 1946. ****)

Принимаясь за обсуждение проблемы отношения религии и психоанализа, я хочу показать, что альтернатива "непримиримая противоположность - либо тождество интересов" является ложной; тщательное и беспристрастное обсуждение вопроса обнаруживает, что отношение между религией и психоанализом слишком сложно, чтобы его можно было втиснуть в эту простую и удобную альтернативу.

Неправда, что мы должны отказаться от заботы о душе, если не придерживаемся религиозных воззрений. Психоаналитик обязан изучать человеческую реальность, которая скрывается и за религией, и за нерелигиозными символическими системами. Он понимает, что весь вопрос не в том, возвратится ли человек к религии и вере в бога, но в том, живет ли он в любви и мыслит ли он по истине. Если это так, то употребляемые им символические системы второстепенны. Если же нет, то они вообще не имеют значения.


1 "Лайф" - популярный американский еженедельный журнал.

2 Аристотель (384-322 до н. э.) - древнегреческий философ и ученый, основатель перипатетической школы (Лицея) в Афинах, воспитатель Александра Македонского. Для учения Аристотеля характерны систематичность и энциклопедизм. Он является основателем таких наук, как логика и психология, физика, биология, этика. Социально-политическое учение Аристотеля, так же как и его онтология ("метафизика"), оказали огромное влияние на всю последующую европейскую философию.

3 Эпоха Просвещения - время крушения феодализма и утверждения капиталистического общества. Термин "Просвещение" употребляется для характеристики политической идеологии, философии, литературы и искусства, подготавливавших революцию 1789 г. во Франции, антифеодальные реформы и выступления в других странах. Для философов эпохи Просвещения характерны вера в разум, критика религиозных предрассудков, привилегий, деспотизма; оптимистическое видение будущего человеческого общества как "царства разума". "Мы знаем теперь, - писал Ф. Энгельс, - что это царство разума было не чем иным, как идеализированным царством буржуазии, что вечная справедливость нашла свое осуществление в буржуазной юстиции, что равенство свелось к гражданскому равенству перед законом, а одним из самых существенных прав человека провозглашена была... буржуазная собственность" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 190). Человек понимался просветителями как естественноприродное существо, стремящееся к удовлетворению своих потребностей, к счастью, которого можно достигнуть путем рациональной трансформации общества, чему способствует распространение образованности, научных знаний, просвещение широких масс.

4 Рационализм (от лат. ratio - разум) - философское направление, признающее разум основой познания и человеческого поведения. В теории познания противостоит эмпиризму (сенсуализму), подчеркивающему роль чувств в процессе познания. Термином "рационализм" обозначают также веру в неограниченную силу человеческого разума, способность человека познавать мир и преобразовывать его в соответствии с познанными законами природы и общества. В этом смысле Фромм говорит о "рационализме Просвещения" (в теории познания просветители были в большинстве своем сенсуалистами), которому противостоят современные иррационалистические концепции. Фромм считал Фрейда "последним великим представителем рационализма Просвещения", так как, по Фрейду, освобождение от невротических симптомов, излечение связывалось с познанием их причин. Тезис Фрейда: "На место Оно должно встать Я", то есть бессознательные влечения должны быть подчинены контролю сознания, человеческого разума. Критика религии также велась Фрейдом с близких просветителям XVIII в. позиций.

5 "Истина сделает вас свободными" - Ин. 8: 32.

 

Комментарии к странице

 

 

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие

 


На главную страницу сайта Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Предисловие