Психология. Эрих Фромм: Иметь или быть

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть
Красносельский
Константин
Константинович

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Компьютер и программы

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть WEB-дизайн

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Литература и поэзия

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Гуманитарные науки

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Логика

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Альтернативная логика

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Введение

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава 1. Законы правильного мышления

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава 2. Способы познания

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава 3. Суждение (высказывание).

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава 4. Умозаключения.

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава 5. Простые умозаключения (силлогизмы).

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава 6. Простой категорический силлогизм.

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава 7. Полисиллогизм.

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава 8. Методы оптимизации мышления

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава 9. Аналогия

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава 10. Индукция

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава 11. Интуиция

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава 12. Мышление и его ошибки

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава 13. Построение теорий

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава 14. Теория аргументации

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава 15. Основы риторики

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава 16. Практика риторики

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Заключение

 

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Психология

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Эрих Фромм

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Иметь или быть?

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Вступительная статья

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Предисловие

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Введение

Часть I

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава I. Первый взгляд

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава II. Обладание и бытие в повседневной жизни

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава III. Обладание и бытие в Ветхом и Новом завете и в трудах Майстера Экхарта

Часть II

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава IV. Что такое модус обладания?

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава V. Что такое модус бытия?

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава VI. Другие аспекты обладания и бытия: безопасность – опасность

Часть III

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава VII. Религия, характер и общество

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава VIII. Условия изменения человека и черты нового человека

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава IX. Черты нового общества новая наука о человеке

 

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Человек для себя

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Предисловие

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава I. Проблема

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава II. Гуманистическая этика: прикладная наука искусства жить

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава III. Человеческая природа и характер

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава IV. Проблемы гуманистической этики

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Глава V. Моральная проблема нашего времени

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Послесловие. Разумность добра

 

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Психоанализ и религия

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Предисловие

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Фрейд и Юнг

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Анализ некоторых типов религиозного опыта

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Психоаналитик - «врачеватель души»

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Психоанализ - угроза для религии?

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Примечания

 

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Искусство любить

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Предисловие

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Является ли любовь искусством?

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Теория любви

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Объекты любви

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Любовь и ее распад в современном обществе

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Практика любви

 

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Психические болезни. Справочник

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Аффективные синдромы

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Алкоголизм

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Амнестический (корсаковский) синдром

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Бредовые синдромы

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Дефект психический

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Галлюцинаторный синдром (галлюциноз)

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Истерический синдром

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Интоксикационные психозы

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Кататонические синдромы

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Маниакально-депрессивный психоз

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Навязчивые состояния (обсессии)

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Неврозы

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Олигофрения

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Прогрессивный паралич

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Помрачение сознания

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Пресенильные (предстарческие, инволюционные) психозы

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Психопатии

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Психоорганический синдром (органический психосиндром)

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Реактивные психозы

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Сенестопатически-ипохондрический синдром

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Сенильные психозы (старческие психозы)

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Симптоматические психозы

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Сверхценные идеи

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Токсикомании и наркомании

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Травматическая энцефалопатия

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Шизофрения

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Эпилепсия

 

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть История

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть История упадка Римской империи

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Введение

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Империя во время язычества

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Установление христианства в качестве государственной религии

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Империя во время правления династии Константина

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Империя при Валентиниане и Валенте

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Империя при Феодосии Великом

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Империя под управлением детей Феодосия

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Поход Алариха в Италию

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Итоги

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Причины падения Западной Римской Империи

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Как и когда древние люди научились добывать огонь?

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Средневековое мракобесие и современная наука древней Греции

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Существовал ли Иисус?

 

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Любовь

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Понятие веры в Исповеди Толстого

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Отупление отменяется

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть И другое...

 

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть Мастерская

Компьютер Программы WEB-дизайн Гуманитарные науки Документация Справочник Статьи Хронология материалов

Компьютер Программы WEB-дизайн Гуманитарные науки Документация Справочник Статьи Обращение к посетителям

Шрифт Font Шрифты Fonts скачать Скачать шрифты

Реферат по психологии религии логике информатике. рефераты контрольные курсовые работы скачать на халаву психология религия информатика халява логика контрольная курсовая работа Скачать рефераты

Создание web сайта на заказ Создание web сайта на заказ

Создание, разработка web сайта на заказ. WEB-design Создание веб сайтов (цены)

web Сайты, созданные Красносельским К. К. Веб-дизайн разработка сайтов на заказ. WEB-design Веб-сайты, созданные мной (потенциальным заказчикам)

Полезные ссылки Полезные ссылки

Красносельский К. К. Компьютер Windows DOS система реестр BIOS программы Веб-дизайн PHP Perl CSS HTML CGI Java JavaScript музыка поэзия стихи тексты песен Психология философия психоанализ психиатрия логика сознание разум мышление интуиция развитие человек реферат религия информатика Об авторе

Компьютер Программы WEB-дизайн Гуманитарные науки Документация Справочник Статьи Статистика сайта

Показать фреймы

 

Web На сайте

 

 

ТаблицейБлоками.

Психология. Эрих Фромм: Иметь или быть

Последняя модификация: 10.08.2014 г

Страница загружена с адреса: http://humanus.site3k.ru/psiho/fromm/toby/fromm8.html

Моя студия веб-дизайна

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Новый человек и новое общество

VIII. Условия изменения человека и черты нового человека

  1. Условия изменения человека и черты нового человека
  2. Новый человек

Если верна предпосылка, что от психологической и экономической катастрофы нас может спасти только коренное изменение характера человека, выражающееся в переходе от доминирующей установки на обладание к господству установки на бытие, то встает следующий вопрос: возможно ли вообще массовое изменение человеческого характера, а если возможно, то каким образом оно может произойти?

Я полагаю, что характер человека может измениться при следующих условиях:

  1. Мы страдаем и осознаем это.
  2. Мы понимаем, каковы причины нашего страдания.
  3. Мы понимаем, что существует путь, ведущий к освобождению от этих страданий.
  4. Мы осознаем, что для освобождения от наших страданий мы должны следовать определенным нормам и изменить существующий образ жизни.

Эти четыре пункта соответствуют четырем благородным истинам, составляющим суть учения Будды и касающимся общих условий человеческого существования, а не каких-то конкретных случаев неблагополучия, являющихся следствием конкретных индивидуальных или социальных обстоятельств.

Тот же самый принцип изменения человека, который характерен для буддизма, лежит и в основе Марксова представления о спасении. Чтобы понять это, необходимо иметь в виду, что для Маркса, как он сам говорил, коммунизм был не конечной целью, а лишь определенной ступенью исторического развития общества, призванной освободить людей от тех социально-экономических и политических условий, при которых они теряют человеческий облик и становятся рабами вещей, машин и собственной алчности.

Первый шаг, предпринятый Марксом, должен был показать рабочему классу – самому отчужденному и несчастному классу в то время, – что он страдает. Маркс стремился разрушить иллюзии, мешавшие рабочим осознать всю глубину их бедственного положения. Второй его шаг должен был показать причины их страданий, которые, как он подчеркивал, коренятся в природе капитализма и в таких свойствах характера, порождаемых капиталистической системой, как алчность, корыстолюбие и зависимость. Этот анализ причин страданий рабочих (и не только рабочих) послужил главным импульсом для работы Маркса – анализа капиталистической экономики.

Третий его шаг должен был показать, что от этих страданий можно избавиться, лишь уничтожив порождающие их условия, и, наконец, четвертый его шаг – открытие нового образа жизни, новой социальной системы, которая могла бы освободить человека от страданий, неминуемо порождаемых прежней капиталистической системой.

Такова же, в сущности, и фрейдовская схема лечения больных. Пациенты обращались к Фрейду потому, что они страдали и осознавали, что страдали. Но, как правило, они не осознавали, от чего они страдали. И обычно первая задача психоаналитика состоит в том, чтобы помочь пациенту расстаться с иллюзиями, мешающими ему понять, в чем суть его страданий, и осознать реальные причины его заболевания. Диагноз природы индивидуальной или социальной болезни – это, по существу, вопрос ее интерпретации, а различные интерпретаторы могут отличаться друг от друга в своих подходах. Однако, как правило, при определении диагноза следует меньше всего полагаться на субъективные представления пациента о причине его страданий. Суть психоаналитического процесса лечения – помочь пациенту осознать действительные причины его болезни.

Зная эти причины, пациенты могут сделать следующий шаг, а именно понять, что их болезнь излечима, если будут устранены порождающие ее причины. По Фрейду, это означает восстановить подавленные воспоминания пациента об определенных событиях, имевших место в детстве. Традиционный психоанализ, однако, не считает четвертый этап обязательным. Многие психоаналитики, по-видимому, полагают, что одно уже осознание того, что подавлялось, дает терапевтический эффект. Часто так и происходит, особенно в тех случаях, когда пациент страдает от строго определенных симптомов, как, например, в случае истерии или навязчивых состояний. Однако я не верю в возможность достичь длительного положительного эффекта у тех пациентов, страдания которых не ограничиваются столь определенными симптомами и которым необходимо изменить свой характер; этот эффект не будет иметь места, пока ми не изменят свой образ жизни в соответствии с теми изменениями характера, которых они хотят достичь. Можно, например, анализировать зависимость того или иного индивида вплоть до второго пришествия, но все эти попытки будут безуспешными, если не изменится сама жизненная ситуация, в которой оказался пациент до того, как ему открылись причины этой зависимости. Вот вам один простой пример: женщина, причины страдания которой лежат в ее зависимости от отца – даже если она и осознала глубинные причины этой зависимости, – не выздоровеет до тех пор, пока реально не изменит свою жизнь, скажем, не разъедется со своим отцом, не откажется от его помощи, не решится на риск и неудобства, которые неизбежны при такого рода практических попытках обрести независимость. Само по себе осознание причин заболевания без практических шагов к изменению жизненной ситуации остается неэффективным.

Новый человек

Функция нового общества – способствовать возникновению нового Человека, структура характера которого будет включать следующие качества:

  • Готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере быть.
  • Чувство безопасности, чувство идентичности и уверенности в себе, основанные на вере в то, что он существует, что он есть, на внутренней потребности человека в привязанности, заинтересованности, любви, единении с миром, пришедшей на смену желанию иметь, обладать, властвовать над миром и таким образом стать рабом своей собственности.
  • Осознание того факта, что никто и ничто вне нас самих не может придать смысл нашей жизни и что только полная независимость и отказ от вещизма могут стать условием для самой плодотворной деятельности, направленной на служение своему ближнему.
  • Ощущение себя на своем месте.
  • Радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и эксплуатаций.
  • Любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях, понимание, что священна жизнь и все, что способствует ее расцвету, а не вещи, не власть и не все то, что мертво.
  • Стремление умерить, насколько возможно, свою отличность, ослабить чувство ненависти, освободиться от иллюзий.
  • Жизнь без идолопоклонства и без иллюзий, поскольку каждый достиг такого состояния, когда никакие иллюзии просто не нужны.
  • Развитие способности к любви наряду со способностью к критическому, реалистическому мышлению.
  • Освобождение от нарциссизма и принятие всех трагических ограничений, которые внутренне присущи человеческому существованию.
  • Всестороннее развитие человека и его ближних как высшая цель жизни.
  • Понимание того, что для достижения этой цели необходимы дисциплинированность и реалистичность.
  • Понимание того, что никакое развитие не может происходить вне какой-либо структуры, а также понимание различия между структурой как атрибутом жизни и «порядком» как атрибутом безжизненности, смерти.
  • Развитие воображения, но не как бегство от невыносимых условий жизни, а как предвидение реальных возможностей, как средство положить конец этим невыносимым условиям.
  • Стремление не обманывать других, но и не быть обманутым; можно прослыть простодушным, но не наивным. – Все более глубокое и всестороннее самопознание. – Ощущение своего единения с жизнью, то есть отказ от подчинения, покорения и эксплуатации природы, от истощения и разрушения ее, стремление понять природу и жить в гармонии с ней.
  • Свобода, но не как произвол, а как возможность быть самим собой: не клубком алчных страстей, а тонко сбалансированной структурой, которая в любой момент может столкнуться с альтернативой – развитие или разрушение, жизнь или смерть.
  • Понимание того, что зло и разрушение – неизбежные следствия неправильного развития.
  • Понимание того, что лишь немногим удается достичь совершенства по всем этим пунктам, и вместе с тем отсутствие амбициозного стремления «достичь цели», поскольку известно, что подобные амбиции – всего лишь иное выражение алчности и ориентации на обладание.
  • Счастье всевозрастающей любви к жизни, независимо от того, что уготовано нам судьбой, ибо жизнь в меру своих сил приносит человеку такое удовлетворение, что едва ли остается место для беспокойства о том, чего он мог бы или не мог бы еще достичь.

В задачи этой книги не входит давать рекомендации по поводу того, что именно могли бы сделать люди, живущие в современном кибернетическом, бюрократическом, индустриальном обществе – в «капиталистической» или «социалистической» его. форме, – чтобы преодолеть установку на обладание и увеличить сектор бытия. Для этого потребовалась бы еще одна книга, которую можно было бы назвать «Искусство быть». Однако в последние годы было опубликовано много книг о путях достижениях общего блага. Одни из них весьма полезны, другие же не приносят ничего, кроме вреда, ибо лишь обманывают читателя, эксплуатируя новый рынок, возникший в связи со стремлением людей избежать катастрофы. Некоторые важные книги, которые могут оказаться полезными для тех, кто проявляет серьезный интерес к проблеме достижения благоденствия, указаны в Библиографии.

 

< Глава 7. Глава 8. Глава 9. >

 

Комментарии к странице

 

 

Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть

 


На главную страницу сайта Психология Эрих Фромм бессознательное психика Иметь или быть