Эрих Фромм: Искусство любить. Является ли любовь искусством?

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством?
Красносельский
Константин
Константинович

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Компьютер и программы

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? WEB-дизайн

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Литература и поэзия

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Гуманитарные науки

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Логика

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Альтернативная логика

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Введение

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава 1. Законы правильного мышления

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава 2. Способы познания

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава 3. Суждение (высказывание).

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава 4. Умозаключения.

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава 5. Простые умозаключения (силлогизмы).

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава 6. Простой категорический силлогизм.

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава 7. Полисиллогизм.

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава 8. Методы оптимизации мышления

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава 9. Аналогия

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава 10. Индукция

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава 11. Интуиция

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава 12. Мышление и его ошибки

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава 13. Построение теорий

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава 14. Теория аргументации

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава 15. Основы риторики

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава 16. Практика риторики

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Заключение

 

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Психология

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Эрих Фромм

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Иметь или быть?

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Вступительная статья

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Предисловие

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Введение

Часть I

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава I. Первый взгляд

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава II. Обладание и бытие в повседневной жизни

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава III. Обладание и бытие в Ветхом и Новом завете и в трудах Майстера Экхарта

Часть II

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава IV. Что такое модус обладания?

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава V. Что такое модус бытия?

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава VI. Другие аспекты обладания и бытия: безопасность – опасность

Часть III

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава VII. Религия, характер и общество

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава VIII. Условия изменения человека и черты нового человека

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава IX. Черты нового общества новая наука о человеке

 

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Человек для себя

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Предисловие

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава I. Проблема

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава II. Гуманистическая этика: прикладная наука искусства жить

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава III. Человеческая природа и характер

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава IV. Проблемы гуманистической этики

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Глава V. Моральная проблема нашего времени

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Послесловие. Разумность добра

 

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Психоанализ и религия

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Предисловие

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Фрейд и Юнг

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Анализ некоторых типов религиозного опыта

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Психоаналитик - «врачеватель души»

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Психоанализ - угроза для религии?

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Примечания

 

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Искусство любить

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Предисловие

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Является ли любовь искусством?

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Теория любви

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Объекты любви

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Любовь и ее распад в современном обществе

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Практика любви

 

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Психические болезни. Справочник

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Аффективные синдромы

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Алкоголизм

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Амнестический (корсаковский) синдром

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Бредовые синдромы

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Дефект психический

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Галлюцинаторный синдром (галлюциноз)

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Истерический синдром

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Интоксикационные психозы

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Кататонические синдромы

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Маниакально-депрессивный психоз

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Навязчивые состояния (обсессии)

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Неврозы

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Олигофрения

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Прогрессивный паралич

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Помрачение сознания

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Пресенильные (предстарческие, инволюционные) психозы

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Психопатии

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Психоорганический синдром (органический психосиндром)

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Реактивные психозы

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Сенестопатически-ипохондрический синдром

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Сенильные психозы (старческие психозы)

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Симптоматические психозы

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Сверхценные идеи

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Токсикомании и наркомании

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Травматическая энцефалопатия

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Шизофрения

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Эпилепсия

 

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? История

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? История упадка Римской империи

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Введение

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Империя во время язычества

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Установление христианства в качестве государственной религии

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Империя во время правления династии Константина

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Империя при Валентиниане и Валенте

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Империя при Феодосии Великом

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Империя под управлением детей Феодосия

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Поход Алариха в Италию

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Итоги

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Причины падения Западной Римской Империи

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Как и когда древние люди научились добывать огонь?

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Средневековое мракобесие и современная наука древней Греции

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Существовал ли Иисус?

 

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Любовь

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Понятие веры в Исповеди Толстого

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Отупление отменяется

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? И другое...

 

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством? Мастерская

Компьютер Программы WEB-дизайн Гуманитарные науки Документация Справочник Статьи Хронология материалов

Компьютер Программы WEB-дизайн Гуманитарные науки Документация Справочник Статьи Обращение к посетителям

Шрифт Font Шрифты Fonts скачать Скачать шрифты

Реферат по психологии религии логике информатике. рефераты контрольные курсовые работы скачать на халаву психология религия информатика халява логика контрольная курсовая работа Скачать рефераты

Создание web сайта на заказ Создание web сайта на заказ

Создание, разработка web сайта на заказ. WEB-design Создание веб сайтов (цены)

web Сайты, созданные Красносельским К. К. Веб-дизайн разработка сайтов на заказ. WEB-design Веб-сайты, созданные мной (потенциальным заказчикам)

Полезные ссылки Полезные ссылки

Красносельский К. К. Компьютер Windows DOS система реестр BIOS программы Веб-дизайн PHP Perl CSS HTML CGI Java JavaScript музыка поэзия стихи тексты песен Психология философия психоанализ психиатрия логика сознание разум мышление интуиция развитие человек реферат религия информатика Об авторе

Компьютер Программы WEB-дизайн Гуманитарные науки Документация Справочник Статьи Статистика сайта

Показать фреймы

 

Web На сайте

 

 

ТаблицейБлоками.

Эрих Фромм: Искусство любить. Является ли любовь искусством?

Последняя модификация: 10.08.2014 г

Страница загружена с адреса: http://humanus.site3k.ru/psiho/fromm/love/1.html

Моя студия веб-дизайна

Эрих Фромм: Искусство любить

Является ли любовь искусством?

Является ли любовь искусством? Если да, то она требует знания и усилия. Или, может быть, любовь – это приятное чувство, испытать которое – дело случая, нечто такое, что выпадает человеку в случае удачи. Эта маленькая книга основана на первой предпосылке, хотя большинство людей сегодня несомненно исходят из второй.

Не то чтобы люди считали любовь делом неважным. Они ее жаждут, они смотрят бессчетное количество фильмов о счастливых и несчастливых любовных историях, они слушают сотни глупых песенок о любви, но едва ли кто-нибудь действительно думает, что существует какая-то необходимость учиться любви. Эта особая установка основывается на нескольких предпосылках, которые порознь и в сочетании имеют тенденцию способствовать ее сохранению.

Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтоб любить, уметь любить. Значит, сущность проблемы для них в том, чтобы их любили, чтобы они возбуждали чувство любви к себе. К достижению этой цели они идут несколькими путями. Первый, которым обычно пользуются мужчины, заключается в том, чтобы стать удачливым, стать сильным и богатым настолько, насколько позволяет социальная ситуация. Другой путь, используемый обычно женщинами, состоит в том, чтобы сделать себя привлекательной, тщательно следя за своим телом, одеждой и т. д. Иные пути обретения собственной привлекательности, используемые и мужчинами, и женщинами, состоят в том, чтобы выработать хорошие манеры, умение вести интересную беседу, готовность прийти на помощь, скромность, непритязательность. Многие пути обретения способности возбуждать любовь к себе являются теми же самыми путями, которые используются для достижения удачливости, для обретения полезных друзей и влиятельных связей. Очевидно, что для большинства людей нашей культуры умение возбуждать любовь это, в сущности, соединение симпатичности и сексуальной привлекательности.

Вторая предпосылка отношения к любви как к чему-то, не требующему обучения, состоит в допущении, что проблема любви – это проблема объекта, а не проблема способности. Люди думают, что любить просто, а вот найти подлинный объект любви, – или оказаться любимым этим объектом, – трудно. Эта установка имеет несколько причин, коренящихся в развитии современного общества. Одна причина в большой перемене, произошедшей в двадцатом веке в отношении выбора "объекта любви". В викторианскую эпоху, как и во многих традиционных культурах, любовь не была в большинстве случаев спонтанным, личным переживанием, которое затем должно было вести к браку. Напротив, брак основывался на соглашении – то ли между семьями, то ли между посредниками в делах брака, то ли без помощи таких посредников; он заключался на основе учета социальных условий, а любовь, как полагали, начнет развиваться с того времени, как брак будет заключен. В течение нескольких последних поколений всеобщим стало в западном мире понятие романтической любви. В Соединенных Штатах, хотя соображения договорной природы брака еще полностью не вытеснены, большинство людей ищут романтической любви, личного переживания любви, которое затем должно повести к браку. Это новое понимание свободы любви должно было в значительной мере повысить значение объекта в ущерб значению функции.

С этим фактором тесно связана другая характерная черта современной культуры. Вся наша культура основана на жажде покупать, на идее взаимовыгодного обмена. Счастье современного человека состоит в радостном волнении, которое он испытывает, глядя на витрины магазина и покупая все, что он может позволить себе купить или за наличные или в рассрочку. Он (или она) и на людей глядят подобным образом. Для мужчины привлекательная женщина – для женщины привлекательный мужчина – это добыча, которой они являются друг для друга. Привлекательность обычно означает красивую упаковку свойств, которые популярны и искомы на личностном рынке. Что особенно делает человека привлекательным – это зависит от моды данного времени, как физической, так и духовной. В двадцатых годах привлекательной считалась умеющая пить и курить, разбитная и сексуальная женщина, а сегодня мода требует больше домовитости и скромности. В конце девятнадцатого и в начале двадцатого века мужчина, чтобы стать привлекательным "товаром", должен был быть агрессивным и честолюбивым, сегодня он должен быть общительным и терпимым. К тому же чувство влюбленности развивается обычно только в отношении такого человеческого товара, который находится в пределах досягаемости собственного выбора. Я ищу выгоды: объект должен быть желанным с точки зрения социальной ценности, и в то же время должен сам желать меня, учитывая мои скрытые и явные достоинства и возможности. Два человека влюбляются тогда, когда чувствуют, что нашли наилучший объект, имеющийся на рынке, учитывая при этом границы собственного обменного фонда. Часто, как при покупке недвижимого имущества, заметную роль в этой сделке играют скрытые возможности, которые могут быть развиты со временем. Едва ли стоит удивляться, что в культуре, где превалирует рыночная ориентация и где материальный успех представляет выдающуюся ценность, человеческие любовные отношения следуют тем же образцам, которые управляют и рынком.

Третье заблуждение, ведущее к убежденности, что в любви ничему не надо учиться, состоит в смешении первоначального чувства влюбленности с перманентным состоянием пребывания в любви. Если двое чужих друг другу людей, какими все мы являемся, вдруг позволят разделяющей их стене рухнуть, этот момент единства станет одним из самых волнующих переживаний в жизни. В нем все наиболее прекрасное и чудодейственное для людей, которые были прежде разобщены, изолированы, лишены любви. Это чудо неожиданной близости часто случается легче, если она начинается с физического влечения и его удовлетворения. Однако такого типа любовь по самой своей природе не долговечна. Два человека все лучше узнают друг друга, их близость все более и более утрачивает чудесный характер, пока, наконец, их антагонизм, их разочарование, их пресыщенность друг другом не убивает то, что осталось от их первоначального волнения. Вначале они не знали этого всего; их, действительно, захватила волна слепого влечения. "Помешательство" друг на друге – доказательство силы их любви, хотя оно могло бы свидетельствовать только о степени их предшествующего одиночества.

Эта установка, что ничего нет легче, чем любить, – продолжает оставаться преобладающей идеей относительно любви вопреки подавляющей очевидности противного. Едва ли существует какая-то деятельность, какое-то занятие, которое начиналось бы с таких огромных надежд и ожиданий и которое все же терпело бы крах с такой неизменностью, как любовь. Если бы это касалось какой-либо иной деятельности, люди сделали бы все возможное, чтобы понять причины неудачи, и научились бы поступать наилучшим для данного дела образом – или отказались бы от этой деятельности. Поскольку последнее в отношении любви невозможно, то единственно адекватный способ избежать неудачи в любви – исследовать причины этой неудачи и перейти к изучению смысла любви.

Первый шаг, который необходимо сделать, это осознать, что любовь – это искусство, такое же, как искусство жить: если мы хотим научиться любить, мы должны поступать точно так же, как нам предстоит поступать, когда мы хотим научиться любому другому искусству, скажем, музыке, живописи, столярному делу, врачебному или инженерному искусству.

Какие шаги необходимы в обучении любому искусству?

Процесс обучения искусству можно последовательно разделить на два этапа: первый – овладение теорией; второй – овладение практикой. Если я хочу научиться искусству медицины, я должен в первую очередь познать определенные факты относительно человеческого тела и относительно различных болезней. Но даже когда я обрету все эти теоретические знания, я все еще не смогу считаться сведущим во врачебном искусстве. Я стану мастером в этом деле после длительной практики, когда, наконец, результаты моего теоретического знания и результаты моей практики сольются в одно – в мою интуицию, составляющую сущность мастерства в любом искусстве. Но наряду с теорией и практикой существует третий фактор, необходимый для того, чтобы стать мастером в любом искусстве – овладение искусством должно стать предметом наивысшего сосредоточения; не должно существовать в мире ничего более важного, чем это искусство. Это относится к музыке, медицине, к столярному искусству – а также и к любви. И, может быть, именно здесь содержится ответ на вопрос, почему люди нашей культуры так редко изучают это искусство вопреки их очевидным неудачам в нем. Вопреки глубоко коренящейся жажде любви, почти все иное считается едва ли не более важным, чем любовь: успех, престиж, деньги, власть. Почти вся наша энергия употребляется на обучение достижению этих целей, и почти никакой – на обучение искусству любви.

Может, достойными затраты сил на обучение надо считать только те вещи, при помощи которых можно приобрести деньги или престиж, а любовь, которая приносит пользу "только душе", но бесполезна в современном смысле, является роскошью, которой мы не вправе отдавать много энергии? Как бы там ни было, дальнейший ход рассмотрения в этой книге будет основываться на приведенном ниже разделении. Во-первых, я рассмотрю теорию любви – это займет большую часть книги, и, во-вторых, я рассмотрю практику любви – насколько можно вообще говорить о практике в этой, как и в любой другой области.

 

Комментарии к странице (всего 1)

 

 

Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством?

 


На главную страницу сайта Эрих Фромм Искусство любить. Является ли любовь искусством?