Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг
Красносельский
Константин
Константинович

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Компьютер и программы

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг WEB-дизайн

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Литература и поэзия

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Гуманитарные науки

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Логика

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Альтернативная логика

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Введение

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава 1. Законы правильного мышления

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава 2. Способы познания

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава 3. Суждение (высказывание).

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава 4. Умозаключения.

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава 5. Простые умозаключения (силлогизмы).

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава 6. Простой категорический силлогизм.

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава 7. Полисиллогизм.

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава 8. Методы оптимизации мышления

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава 9. Аналогия

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава 10. Индукция

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава 11. Интуиция

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава 12. Мышление и его ошибки

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава 13. Построение теорий

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава 14. Теория аргументации

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава 15. Основы риторики

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава 16. Практика риторики

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Заключение

 

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Психология

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Эрих Фромм

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Иметь или быть?

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Вступительная статья

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Предисловие

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Введение

Часть I

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава I. Первый взгляд

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава II. Обладание и бытие в повседневной жизни

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава III. Обладание и бытие в Ветхом и Новом завете и в трудах Майстера Экхарта

Часть II

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава IV. Что такое модус обладания?

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава V. Что такое модус бытия?

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава VI. Другие аспекты обладания и бытия: безопасность – опасность

Часть III

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава VII. Религия, характер и общество

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава VIII. Условия изменения человека и черты нового человека

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава IX. Черты нового общества новая наука о человеке

 

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Человек для себя

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Предисловие

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава I. Проблема

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава II. Гуманистическая этика: прикладная наука искусства жить

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава III. Человеческая природа и характер

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава IV. Проблемы гуманистической этики

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Глава V. Моральная проблема нашего времени

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Послесловие. Разумность добра

 

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Психоанализ и религия

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Предисловие

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Фрейд и Юнг

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Анализ некоторых типов религиозного опыта

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Психоаналитик - «врачеватель души»

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Психоанализ - угроза для религии?

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Примечания

 

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Искусство любить

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Предисловие

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Является ли любовь искусством?

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Теория любви

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Объекты любви

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Любовь и ее распад в современном обществе

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Практика любви

 

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Психические болезни. Справочник

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Аффективные синдромы

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Алкоголизм

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Амнестический (корсаковский) синдром

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Бредовые синдромы

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Дефект психический

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Галлюцинаторный синдром (галлюциноз)

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Истерический синдром

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Интоксикационные психозы

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Кататонические синдромы

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Маниакально-депрессивный психоз

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Навязчивые состояния (обсессии)

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Неврозы

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Олигофрения

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Прогрессивный паралич

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Помрачение сознания

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Пресенильные (предстарческие, инволюционные) психозы

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Психопатии

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Психоорганический синдром (органический психосиндром)

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Реактивные психозы

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Сенестопатически-ипохондрический синдром

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Сенильные психозы (старческие психозы)

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Симптоматические психозы

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Сверхценные идеи

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Токсикомании и наркомании

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Травматическая энцефалопатия

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Шизофрения

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Эпилепсия

 

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг История

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг История упадка Римской империи

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Введение

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Империя во время язычества

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Установление христианства в качестве государственной религии

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Империя во время правления династии Константина

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Империя при Валентиниане и Валенте

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Империя при Феодосии Великом

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Империя под управлением детей Феодосия

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Поход Алариха в Италию

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Итоги

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Причины падения Западной Римской Империи

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Как и когда древние люди научились добывать огонь?

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Средневековое мракобесие и современная наука древней Греции

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Существовал ли Иисус?

 

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Быт

Правильная заточка ножейПравильная заточка ножей

Какая зернистость нужна для заточки ножа?Какая зернистость нужна для заточки ножа?

Точильные камни на которых точу яТочильные камни на которых точу я

Замена Translucent Arkansas и Black Hard ArkansasЗамена Translucent Arkansas и Black Hard Arkansas

Про кварциты, блеск, остроту и резПро кварциты, блеск, остроту и рез

 

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Любовь

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Понятие веры в Исповеди Толстого

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг Отупление отменяется

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг И другое...

 

Компьютер Программы WEB-дизайн Гуманитарные науки Документация Справочник Статьи Хронология материалов

Компьютер Программы WEB-дизайн Гуманитарные науки Документация Справочник Статьи Обращение к посетителям

Шрифт Font Шрифты Fonts скачать Скачать шрифты

Реферат по психологии религии логике информатике. рефераты контрольные курсовые работы скачать на халаву психология религия информатика халява логика контрольная курсовая работа Скачать рефераты

Создание web сайта на заказ Создание web сайта на заказ

Создание, разработка web сайта на заказ. WEB-design Создание веб сайтов (цены)

web Сайты, созданные Красносельским К. К. Веб-дизайн разработка сайтов на заказ. WEB-design Веб-сайты, созданные мной (потенциальным заказчикам)

Полезные ссылки Полезные ссылки

Красносельский К. К. Компьютер Windows DOS система реестр BIOS программы Веб-дизайн PHP Perl CSS HTML CGI Java JavaScript музыка поэзия стихи тексты песен Психология философия психоанализ психиатрия логика сознание разум мышление интуиция развитие человек реферат религия информатика Об авторе

Компьютер Программы WEB-дизайн Гуманитарные науки Документация Справочник Статьи Статистика сайта

Показать фреймы

 

Web На сайте

 

 

ТаблицейБлоками.

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг

Последняя модификация: 10.08.2014 г

Страница загружена с адреса: http://humanus.site3k.ru/psiho/fromm/psirelig/psirelig1.html

Моя студия веб-дизайна

Психоанализ и религия

Фрейд и Юнг

Фрейд разбирал проблему отношения религии и психоанализа в одной из своих самых глубоких и блестящих работ - "Будущем одной иллюзии". Юнг1, первым из психоаналитиков понявший, что мифы и религиозные идеи являются выражением глубоких инсайтов, обсуждал тот же вопрос в лекциях 1937 года, опубликованных под названием "Психология и религия".

Попытаюсь кратко резюмировать их позиции. При этом я буду иметь в виду три цели:

1. Обрисовать состояние проблемы и указать на отправной пункт моих рассуждений.

2. Предварить дальнейшее изложение разъяснением некоторых фундаментальных понятий, используемых Фрейдом и Юнгом.

3. Оспорить широко распространенное мнение, будто Фрейд "против" религии, а Юнг - "за" нее, - это позволит нам увидеть ложность такого сверхупрощения и обсудить двусмысленности, заключенные в словах "религия" и "психоанализ".

Какова позиция Фрейда по отношению к религии в "Будущем одной иллюзии"?

По Фрейду, религия возникает из беспомощности человека перед противостоящими силами природы и внутренними инстинктивными силами. Религия появляется на ранней ступени развития человечества, когда человек еще не может применить разум, чтобы справиться с этими внешними и внутренними силами, и должен подавлять их или управлять ими, прибегая к помощи "контраффектов" и других эмоций, функция которых - в подавлении и контроле над тем, с чем разум не справляется.

При этом человек создает то, что Фрейд называет "иллюзией"; материал берется из индивидуального детского опыта человека. Ощущая опасные, неуправляемые и непонятные силы внутри и вовне себя, человек как бы припоминает свой детский опыт и возвращается к тому времени, когда он чувствовал, что находится под защитой отца, обладающего высшей мудростью и силой, и мог завоевать его любовь и защиту, подчиняясь приказаниям и стараясь не нарушать запреты.

Итак, религия, согласно Фрейду, - это повторение детского опыта. Человек защищается от угрожающих ему сил так же, как в детстве; он учится справляться с собственной уязвимостью, полагаясь на отца, восхищаясь им и страшась его. Фрейд сравнивает религию с детскими неврозами навязчивости. Для него религия - это коллективный невроз, вызванный обстоятельствами, сходными с теми, которые вызывают детский невроз.

Анализируя психологические корни религии, Фрейд пытается показать, почему люди сформулировали идею бога. Но дело не ограничивается выявлением этих психологических корней: Фрейд доказывает, что теистическая концепция есть иллюзия, основанная на желаниях человека (*).

(* Сам Фрейд утверждает, что, если идея удовлетворяет желание, это не означает с необходимостью, что она ложна. Поскольку психоаналитики иногда делали такое ошибочное заключение, я хотел бы остановиться на этом замечании Фрейда. Действительно, есть много как истинных, так и ложных идей, к которым человек приходит, желая, чтобы какая-то из них оказалась истинной. Большинство великих открытий родилось из такого желания. Хотя присутствие такого рода интереса и вызывает подозрение у наблюдателя, оно никак не может опровергнуть правильность понятия или утверждения. Критерий правильности не в психологической мотивации, он основывается на изучении свидетельств за или против некоторой гипотезы. *)

Фрейд не ограничивается и доказательством иллюзорности религии. Он говорит, что религия опасна, потому что освящает дурные человеческие установления, с которыми она была связана на всем протяжении своей истории; далее, приучая людей верить в иллюзии и налагая запрет на критическое мышление, религия ответственна за обнищание умственных способностей (*). Это обвинение, как и первое, уже предъявлялось церкви мыслителями Просвещения. Но у Фрейда оно звучит сильнее. В своей аналитической работе он смог показать, что запрет на критическое мышление в отношении одного-единственного предмета приводит к оскудению критической способности человека в других сферах мышления и, следовательно, затрудняет применение разума в целом. Третье возражение Фрейда состоит в том, что религия - слишком шаткая основа для морали. Если правильность этических норм определяется тем, что это суть заповеди божий, то будущее этики оказывается зависимым в своем существовании от веры в бога. И поскольку, по Фрейду, религиозная вера находится на грани исчезновения, продолжающийся союз религии и этики ведет к разрушению наших моральных ценностей.

(* Фрейд указывает на контраст между блестящими умственными способностями детей и оскудением разума в среднем взрослом человеке (Denkschwache). Он полагает, что "глубочайшая внутренняя природа" человека не так уж иррациональна, пока человек не подпадает под влияние иррациональных учений. *)

Религия, по Фрейду, угрожает именно идеалам и ценностям. Но нам даже не нужно специально заниматься выведением следствий из фрейдовской критики религии. Фрейд сам подробно разъяснил, каковы те нормы и идеалы, в которые он верит: это - братская любовь (Menschenliebe), истина и свобода. Разум и свобода, согласно Фрейду, взаимозависимы. Если человек отбрасывает иллюзию отеческого бога, если он сознает свое одиночество: и свою незначительность во Вселенной, то становится похож на ребенка, покинувшего отчий дом. Но задачей человеческого развития является как раз преодоление инфантильной привязанности. Человек должен научиться иметь дело с реальностью. Если он знает, что ему не на что положиться, кроме собственных сил, то научится и правильно ими пользоваться. Только свободный человек - человек, освободившийся от власти авторитета, власти, которая одновременно угрожает и защищает, - может правильно употребить разум и понять мир и свою роль в нем объективно, не впадая в иллюзии; он также способен развить и использовать присущие ему возможности. Только когда мы вырастаем и перестаем быть детьми, боязливыми и зависимыми от авторитета, мы можем осмелиться на самостоятельное мышление; но верно и обратное: только если мы осмелимся мыслить, мы освободимся от господства авторитета. В этом контексте важно отметить, что, согласно Фрейду, чувство беспомощности противоположно религиозному чувству. Имея в виду, что многие теологи - как мы далее увидим, отчасти и Юнг - считают чувство зависимости и беспомощности ядром религиозного опыта, утверждение Фрейда весьма значимо, оно характерно - пусть это присутствует неявно - для его собственной концепции религиозного опыта, как опыта независимости и уверенности человека в собственных силах. Я покажу далее, что это расхождение образует одну из центральных проблем в психологии религии.

Обратившись теперь к Юнгу, мы видим, что его взгляды на религию почти во всем противоположны фрейдовским.

Юнг начинает с обсуждения общих принципов своего подхода. В то время как Фрейд, хотя он и не профессиональный философ, подходит, подобно Уильяму Джемсу2, Дьюи3 и Макмеррею, к проблеме с психологической и философской точек зрения. Юнг утверждает в начале своей книги: "Я ограничиваюсь наблюдением явлений и воздерживаюсь от какого-либо применения метафизических или философских соображений" (*). Затем он объясняет, каким образом, будучи психологом, можно анализировать религию, не прибегая к философским соображениям. Он называет свою позицию "феноменологической, то есть занятой происшествиями, событиями, переживаниями, одним словом - фактами. Ее истиной является факт, а не суждение. Например, обсуждая мотив непорочного зачатия, психология интересуется только тем фактом, что такая идея существует, но не вопросом, истинна она или ложна в любом другом смысле. Она психологически истинна просто потому, что существует. Психологическое существование субъективно, если идея имеется только у одного индивида, и объективно, если она принята обществом, посредством consensus gentium" (**).

(* Psychology and Religion, p. 2. *)

(** Ibid., p. 3 (курсив мой. - Э. Ф.). Consensus gentium - согласие рода (лат.). - Прим. перев. **)

Прежде чем приступить к изложению юнговских взглядов на религию, необходимо, видимо, критически оценить эти методологические предпосылки. Позиция Юнга в вопросе об истине вызывает сомнения. Он утверждает, что "истина есть факт, а не суждение", что "слон истинен, потому что существует" (*), но забывает, что истина всегда с необходимостью принадлежит суждению, а не явлению, которое мы воспринимаем с помощью чувств и обозначаем словесным символом. Юнг утверждает, что идея "психологически истинна, поскольку существует". Но идея "существует" независимо от того, является она заблуждением или же соответствует факту. Существование идеи еще не означает, что она "истинна". Практикующий психиатр даже не сможет работать, не принимая во внимание истинность идеи, то есть ее отношение к явлениям, которые она стремится изобразить. Иначе он не мог бы судить о галлюцинации или параноидальной системе идей. Но подход Юнга неприемлем не только с точки зрения психиатрии: это - проповедь релятивизма, который, хотя на поверхности и более дружелюбен к религии, чем взгляды Фрейда, по духу своему фундаментально противоположен таким религиям, как иудаизм, христианство и буддизм. Для этих религий поиск истины является одной из главных добродетелей и обязанностей человека, они настаивают на том, что их учения, добытые откровением либо одной силой разума, подчиняются критерию истинности.

(* Ibidem. *)

Юнг, конечно, видит трудности своей позиции, но, к сожалению, способ, которым он их разрешает, тоже оказывается негодным. Юнг различает существование "субъективное" и "объективное", несмотря на известную ненадежность таких терминов. Он, видимо, имеет в виду, что объективное является более правильным и истинным, чем что-то субъективное. Его критерий для различения субъективного и объективного состоит в следующем: имеется идея у одного только индивида, или же она разделяется обществом? Но разве мы не были свидетелями folie a millions, безумия больших групп людей в наш век? Разве мы не видели, что миллионы, движимые иррациональными страстями, могут верить в идеи, которые носят не менее галлюцинаторный и иррациональный характер, чем идеи одного-единственного индивида? Какой же тогда смысл говорить, что они "объективны"? По сути, этот критерий для различения субъективного и объективного - тот же релятивизм, о котором шла речь выше. Точнее, это социологический релятивизм, который считает принятие идеи сообществом критерием ее значимости, истинности или объективности (*).

(* См. обсуждение "универсальной" и "социально имманентной" этики в кн.: Fromm E. Man for Himself. Rinehart & Co., 1947, p. 237-244. *)

Обсудив методологические предпосылки, Юнг излагает свои взгляды на центральную проблему: что такое религия? какова природа религиозного опыта? Его определение похоже на определения теологов. Кратко его можно сформулировать так: сущность религиозного опыта - в повиновении высшим силам. Впрочем, лучше будет прямо процитировать Юнга. Он утверждает, что религия - "это осторожное, тщательное наблюдение того, что Рудольф Отто4 удачно назвал numinosum, то есть динамического существования или действия, не вызванного произвольным актом воли. Наоборот, оно захватывает человеческий субъект и управляет им; последний всегда скорее жертва, чем творец" (*).

(* Jung. Psychology and Religion, p. 4 (курсив мой. - Э. Ф.). *)

Определив религиозный опыт как захваченность внешней силой, Юнг далее интерпретирует понятие бессознательного как религиозное понятие. Согласно ему, бессознательное не может быть просто частью индивидуального сознания, но является неконтролируемой, врывающейся в наше сознание силой. "Тот факт, что вы воспринимаете голос [бессознательного] во сне, ничего не доказывает, ибо вы можете слышать голоса и на улице, но ведь не станете же вы их себе приписывать? Есть только одно условие, при котором вы могли бы законным образом назвать голос своим, а именно тогда, когда вы полагаете, что ваша сознательная личность является частью целого или кругом, заключенным в больший круг. Мелкий банковский служащий, знакомящий друга с городом, показывает на здание банка и говорит: "А это мой банк". В данном случае он пользуется той же привилегией" (*).

(* Ibid., p. 47. *)

Из юнговского определения религии и бессознательного необходимо следует, что, в силу природы бессознательного, его влияние на нас "есть базовый религиозный феномен" (*). Отсюда и религиозная догма, и сон - в равной мере религиозные феномены, ведь они суть выражения захваченности внешней силой. Нет нужды говорить, что по этой логике выдающимся религиозным феноменом следовало бы назвать и безумие.

(* Ibid., p. 46. *)

Итак, верно ли, что Фрейд - враг, а Юнг - друг религии? Краткое сравнение их взглядов показывает, что это предположение является ошибочным упрощением существа вопроса.

Фрейд считает, что цель человеческого развития - в достижении таких идеалов, как знание (разум, истина, логос), братская любовь, в облегчении страданий, обретении независимости и ответственности. Эти идеалы - этическое ядро всех великих религий, на которых основаны восточная и западная культуры, - учений Конфуция и Лао-цзы, Будды, пророков и Иисуса. И хотя имеются некоторые различия в расстановке акцентов, - например, Будда подчеркивает значимость облегчения страданий, пророки - значимость знания и справедливости, Иисус - братской любви, - замечательно, до какой степени эти религиозные учители согласны друг с другом в отношении цели человеческого развития и норм, которыми человек должен руководствоваться. Фрейд защищает этическое ядро религии и критикует ее теистические и сверхъестественные стороны, мешающие, с его точки зрения, полному осуществлению этических целей. Он разъясняет, что, хотя теистические и сверхъестественные понятия и были когда-то необходимы и прогрессивны, теперь они являются, по сути дела, преградой для человеческого развития. Поэтому мнение о том, что Фрейд якобы "против" религии, вводит в заблуждение, пока мы не определим точно, какую конкретно религию или какие аспекты религии он критикует и что именно он защищает.

По Юнгу, для религиозного опыта характерна особого рода эмоция: подчинение высшей силе, называется ли эта высшая сила "богом" или - бессознательным. Нет сомнения, для определенного типа религиозного опыта это действительно характерно: так, в христианских религиях эта эмоция составляет ядро учений Лютера или Кальвина5; однако для другого типа религиозного опыта, представленного, например, буддизмом, это не характерно. Релятивизм Юнга в вопросе об истине противоположен точке зрения буддизма, иудаизма и христианства, для которых поиск истины является обязанностью человека и необходимым постулатом. Иронический вопрос Пилата "Что есть истина?" является символом антирелигиозного подхода не только с точки зрения христианства, но также с точки зрения других великих религий.

Резюмируя суть взглядов Фрейда и Юнга, можно сказать, что Фрейд критикует религию во имя этики - подход, который тоже может быть назван "религиозным"; Юнг сводит религию к психологическому феномену, одновременно поднимая бессознательное до уровня религиозного феномена (*).

(* Интересно заметить, что позиция Юнга в "Психологии религии" во многом предвосхищена Уильямом Джемсом, а позиция Фрейда в существенных моментах сходна с позицией Джона Дьюи. Джемс называет религиозный подход "одновременно беспомощностью и жертвенной установкой... которую индивид вынужден принять в отношении того, что он постигает как божественное" (James W. The Varieties of Religious Experience. Modern Library, p. 51). Как и Юнг, он сравнивает бессознательное с теологическим понятием бога: "В то же время тезис теолога, что религиозный человек движим внешней силой, доказан, ибо одной из особенностей действия подсознания является то, что оно принимает объективные обличья и представляется субъекту в качестве внешней силы" (loc. cit., p. 503). В этой связи между бессознательным (или, в терминологии Джемса, подсознательным) и богом Джемс видит звено, соединяющее религию и психологическую науку.

Джон Дьюи различает религию и религиозный опыт. Для него сверхъестественные догмы религии ослабили и иссушили религиозное отношение в человеке. "Противоположность между религиозными ценностями (в моем понимании) и религиями невозможно преодолеть. Именно в силу того, что эти ценности столь важны, должно быть уничтожено их отождествление с верованиями и культами" (Dewey J. A Common Faith. Yale University Press, 1934, p. 28). Как и Фрейд, Дьюи утверждает: "Люди никогда полностью не использовали своих собственных сил для достижения блага в жизни, потому что надеялись на некоторую внешнюю для себя и природы силу - надеялись, что она сделает то, за что они сами были ответственны" (loc. cit., р. 46). Обратимся также к позиции Джона Макмеррея в его "Структуре религиозного опыта" (Macmurray J. The Structure of Religious Experience. Yale U. Press, 1936). Он подчеркивает различие между рациональными и иррациональными, добрыми и злыми религиозными эмоциями. В противовес релятивизму Юнга он утверждает: "Никакой рефлективной деятельности нельзя оправдать, если она не достигает истины и значимости и не избегает ошибки и лжи" (loc. cit., р. 54). *)


1 Юнг Карл Густав (1875-1961) - швейцарский психолог и психиатр. С 1906 по 1913 г. был учеником и виднейшим последователем Фрейда, президентом Международного психоаналитического общества. Однако после выхода книги "Метаморфозы и символы либидо, в которой Юнг отверг фрейдовскую сексуальную интерпретацию "либидо", происходит отход Юнга от фрейдизма. Полемика Юнга с Фрейдом и его ортодоксальными последователями продолжалась несколько десятилетий, в том числе и по вопросу о религии. Как психолог Юнг получил известность своим учением о психологических типах. Определяющее место в "аналитической психологии" Юнга занимает положение о коллективном бессознательном, в котором в виде структур особого рода (архетипов) отложился опыт всего человечества. Архетипы суть наиболее общие схемы человеческого поведения и мышления. Они находят свое выражение в символических образах, которые обнаруживаются в мифах, религиях, тайных учениях, фольклоре, художественном творчестве, видениях, галлюцинациях, сновидениях, невротических симптомах и т. д. Аналитическая психология понималась Юнгом не только как одно из направлений современной психологии, но и как "западная йога", как "путь освобождения". Юнг полагал, что его учение является продолжением гностицизма и алхимии, то есть той религиозно-философской традиции, которая сосуществовала с христианством на протяжении двух тысячелетий. Подвергая критике Юнга, Фромм обращает внимание как на биологизаторство ("коллективное бессознательное"), так и на то, что Юнг отходит от присущего иудео-христианской традиции персонализма.

2 Джемс Уильям (1842-1910) - американский философ и психолог, один из основателей прагматизма. В психологии выступал как критик ассоцианизма, развивая концепцию "потока сознания"; в противовес психологии своего времени на первый план выдвинул принцип активности психической жизни, в которой преобладают воля и практический интерес. Критерием истинности Джемс считал полезность, выгодность, практическую успешность действий. Склоняясь в теории познания к субъективному идеализму, Джемс в то же самое время выступает как защитник религиозного миросозерцания, выдвигая в качестве аргумента в пользу религии практическую полезность веры в бога.

3 Дьюи Джон (1859-1952) - американский философ, представитель прагматизма. Познание, с точки зрения Дьюи, есть инструмент, орудие приспособления к окружающей среде. Научная теория, правило нравственности или религиозный догмат верны, если они практически целесообразны, эффективно служат человеку в данной конкретной ситуации.

4 Отто Рудольф (1869-1937) - немецкий протестантский теолог, автор ряда работ по сравнительному религиоведению. Наибольшую известность получила книга Отто "Священное" (1917), в которой феноменологически описываемый религиозный опыт характеризовался как "нуминозный" (от лат. numen), то есть как иррациональное чувство божественного могущества, в котором сливаются восхищение, преклонение перед лицом таинственной и грозной силы, вторгающейся извне в человеческую душу. Для Юнга, сочувственно цитирующего Отто, нуминозным является опыт архетипов коллективного бессознательного, для него божество имманентно человеческой психике.

5 Кальвин Жан (1509-1564) - французский богослов, деятель Реформации, основатель кальвинизма - одного из важнейших направлений в протестантизме. Центральное место в теологии Кальвина занимает тезис о предопределении - судьба человека предопределена богом, никакие "добрые дела" не помогут тому, кто "не избран" к спасению творцом. После грехопадения у человека нет свободной воли и надеяться человек может только на благодать.

 

Комментарии к странице

 

 

Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг

 


На главную страницу сайта Эрих Фромм. Психоанализ и религия: Фрейд и Юнг