Красносельский
Константин
Константинович

Компьютер и программы

WEB-дизайн

Литература и поэзия

Гуманитарные науки

Логика

Альтернативная логика

Введение

Глава 1. Законы правильного мышления

Глава 2. Способы познания

Глава 3. Суждение (высказывание).

Глава 4. Умозаключения.

Глава 5. Простые умозаключения (силлогизмы).

Глава 6. Простой категорический силлогизм.

Глава 7. Полисиллогизм.

Глава 8. Методы оптимизации мышления

Глава 9. Аналогия

Глава 10. Индукция

Глава 11. Интуиция

Глава 12. Мышление и его ошибки

Глава 13. Построение теорий

Глава 14. Теория аргументации

Глава 15. Основы риторики

Глава 16. Практика риторики

Заключение

 

Психология

Эрих Фромм

Иметь или быть?

Вступительная статья

Предисловие

Введение

Часть I

Глава I. Первый взгляд

Глава II. Обладание и бытие в повседневной жизни

Глава III. Обладание и бытие в Ветхом и Новом завете и в трудах Майстера Экхарта

Часть II

Глава IV. Что такое модус обладания?

Глава V. Что такое модус бытия?

Глава VI. Другие аспекты обладания и бытия: безопасность – опасность

Часть III

Глава VII. Религия, характер и общество

Глава VIII. Условия изменения человека и черты нового человека

Глава IX. Черты нового общества новая наука о человеке

 

Человек для себя

Предисловие

Глава I. Проблема

Глава II. Гуманистическая этика: прикладная наука искусства жить

Глава III. Человеческая природа и характер

Глава IV. Проблемы гуманистической этики

Глава V. Моральная проблема нашего времени

Послесловие. Разумность добра

 

Психоанализ и религия

Предисловие

Фрейд и Юнг

Анализ некоторых типов религиозного опыта

Психоаналитик - «врачеватель души»

Психоанализ - угроза для религии?

Примечания

 

Искусство любить

Предисловие

Является ли любовь искусством?

Теория любви

Объекты любви

Любовь и ее распад в современном обществе

Практика любви

 

Психические болезни. Справочник

Аффективные синдромы

Алкоголизм

Амнестический (корсаковский) синдром

Бредовые синдромы

Дефект психический

Галлюцинаторный синдром (галлюциноз)

Истерический синдром

Интоксикационные психозы

Кататонические синдромы

Маниакально-депрессивный психоз

Навязчивые состояния (обсессии)

Неврозы

Олигофрения

Прогрессивный паралич

Помрачение сознания

Пресенильные (предстарческие, инволюционные) психозы

Психопатии

Психоорганический синдром (органический психосиндром)

Реактивные психозы

Сенестопатически-ипохондрический синдром

Сенильные психозы (старческие психозы)

Симптоматические психозы

Сверхценные идеи

Токсикомании и наркомании

Травматическая энцефалопатия

Шизофрения

Эпилепсия

 

История

История упадка Римской империи

Введение

Империя во время язычества

Установление христианства в качестве государственной религии

Империя во время правления династии Константина

Империя при Валентиниане и Валенте

Империя при Феодосии Великом

Империя под управлением детей Феодосия

Поход Алариха в Италию

Итоги

Причины падения Западной Римской Империи

Как и когда древние люди научились добывать огонь?

Средневековое мракобесие и современная наука древней Греции

Существовал ли Иисус?

 

Любовь

Понятие веры в Исповеди Толстого

Отупление отменяется

И другое...

 

Мастерская

Хронология материалов

Обращение к посетителям

Скачать шрифты

Скачать рефераты

Создание web сайта на заказ

Создание веб сайтов (цены)

Веб-сайты, созданные мной (потенциальным заказчикам)

Полезные ссылки

Об авторе

Статистика сайта

 

Web На сайте

 

 

ТаблицейБлоками.

Альтернативная логика: Законы логики, Основные законы логики

Последняя модификация: 31.08.2018 г

Страница загружена с адреса: http://humanus.site3k.ru/logic/alt/chapter1.html

Моя студия веб-дизайна

Глава 1. Законы правильного мышления. Основные законы логики

  1. Законы правильного мышления
  2. Основные законы логики
  3. Принципы правильного мышления
  4. Вспомогательные законы логики

Законы правильного мышления.

Правила логики не определяют отношений между конкретными субъектами, а выступают в качестве принципов построения мысли и не зависят от используемых переменных, оставаясь верными при любом их значении. Сложившись в результате многовековой практики, они не могут быть отменены или заменены другими. Наиболее простые и всеобъемлющие из них выражаются формально-логическими законами тождества, непротиворечия, исключения третьего, достаточного основания.

Основные законы логики

1) Закон тождества.

Существует его абстрактная формулировка, имеющая следующий вид: «А есть А» или, для математической логики: «а≡а», которая часто приводила к неправильному его толкованию.

Например1, доктор философских наук, профессор А. А. Ивин (составитель учебника по логике, изданного в 1996 году московским издательством «Просвещение») полагает: «Закон тождества выражает идею, что каждое высказывание является необходимым и достаточным условием своей собственной истинности». Из чего следует что, любое высказывание истинно уже в силу того что, является высказыванием, оно истинно всегда и не может быть ложным; самостоятельности мышления, обуславливающей наличие ложных высказываний (о чем говорилось во введении), не существует, поскольку не существует вообще – логика не двухзначна, она однозначна: кому, что в голову не взбредет – истинно. Пытаясь уйти от подобных, явно абсурдных выводов, Ивин вступает с собой в противоречие и пишет, будто закон «утверждает только, что если вещи меняются, то они меняются, а если они остаются теми же, то они остаются теми же». Таким образом, в его понимании закон тождества лишен содержания и превращен в тавтологию, на что и указывается в его главе, посвященной логическим тавтологиям: «Все законы логики являются логическими тавтологиями». – (В моей трактовке не один не имеет форму тавтологии).

Верный своему представлению о законах логики, как о бессодержательных высказываниях, он пишет в законе исключения третьего (спрашивается, зачем тогда вообще браться за это?): «Сказать «нечто или есть, или его нет», значит, ничего не сказать». При этом он забывает что, простое добавление фразы «третьего не дано», вносит порядок в хаос мышления, наделяет данное высказывание определенным смыслом, указывая на необходимость четкого выбора между двумя возможностями: нечто или существует или нет – третьего не дано.

Помимо того, традиционной ошибкой, связанной с законом тождества, Ивин считает толкование тождества с точки зрения устойчивости мысли, выдвинутое еще Аристотелем. В то же время, как указывает доктор философских наук А. Д. Гетманова (в своем учебнике логики, выпущенном 1995 году московским издательством «Новая школа»), закон тождества сформирован именно Аристотелем, собственно и создавшим науку логики. А опровергать мнение автора о его собственном высказывании – нелепо. Не важно как звучали слова, человек иногда ошибается в их подборе; важно лишь их содержание. Именно оно и выражается авторским мнением. Опираясь на него, Гетманова дает определение, прямо противоположное определению Ивина и поясняет что, закон тождества означает именно недопустимость подмены одной мысли другою, формулируя его так: «В процессе рассуждения всякие понятия и суждения должны быть тождественны самим себе». Это определение достаточно расплывчато и (как указывает Гетманова) может означать так же и то что, вещи абсолютны и неизменны.

Необходимость преодолеть возможность неверной трактовки приводит к следующей формулировке:

При неизменности основных свойств, объект (понятие) остается объектом (все тем же понятием), независимо от затронувших его изменений и смены названий.

Это соответствует представлению Гетмановой и, не утверждая абсолютного тождества, означает что, для правильного мышления крайне важно какие свойства, в данном случае, являются основными. Например, для опознания человека, его основным свойством можно считать внешний вид и, таким образом, опознать его по фотографии, отождествляя его с ней. Но если фотография упала, нельзя отождествлять ее с человеком и считать что, упал он, поскольку в данном контексте, основным свойством является отнюдь не визуальный образ.

Сказать «Он упал», не используя термина «он» в качестве синонима слова «фотография» – значит, нарушить принципы правильного мышления. Ошибка заключается в подмене понятий. Эта ошибка свойственна людям, страдающим слабоумием (олигофренией), и, возможно, может способствовать его развитию: Люди, бесконтрольно увлекаясь забавной игрой слов, постепенно могут перестать понимать их истинный смысл и, как следствие, способность правильно мыслить. Примером подобного человека может служить литературный герой Козьма Прутков. Но и в реальной жизни, многие люди в различной степени таковы. Отсутствие самоконтроля и самоанализа для мозга не менее пагубно, чем отсутствие надлежащего ухода за техникой. Однако вышесказанное не означает что, для правильного мышления необходима скрупулезная придирчивость к словам, скорее наоборот: данная придирчивость является другим фактором слабоумия – зациклившийся на словах человек теряет способность видеть то, что лежит под текстом. Слова, на самом деле, не так уж и важны, если собеседник способен не потерять мысль из-за их смены.

То есть: Не имеет принципиального значения термин, используемый для указания понятия, главное то, какое понятие вкладывается в этот термин, в то время как, значение самих понятий в любой ситуации должно оставаться неизменным.

2) Закон непротиворечия.

Два антагонизма (противоположных суждения) не могут быть одновременно истинны касательно одного и того же предмета. Или, более частно, высказывание и его отрицание не могут быть истинными одновременно: одно из них неизбежно ложно.

Противоречие формально-логическое, как правило, отражает противоречие диалектическое, возникающее в процессе познания и свидетельствует о необходимости дальнейшего анализа ситуации. Решение противоречия диалектического, в свою очередь, способствует продвижению познания и устранению противоречия формально-логического (примером такого решения служит анализ закона тождества и устранения противоречивости его трактовки).

При этом необходимо отметить что, не может считаться противоречивым такое суждение, оба антагонизма которого могут оказаться как истинными, так и ложными, за счет неясности трактовки. Например, фраза «Дух зеленый и не зеленый» непротиворечива, поскольку дух не является ни тем, ни другим – его нет вообще, как материального объекта, способного обладать цветом; обе половины бессмысленны, а бессмысленное высказывание не может ничему противоречить. «Весна – не весна» нельзя однозначно назвать противоречием, поскольку не ясно, что в таком случае подразумевается под словом «Весна» и, если имеется в виду что, месяц уже весенний, а погода еще явно зимняя, противоречия нет. «Яд и вреден и полезен» – непротиворечиво по другой причине. В зависимости от того, какой яд, для чего, в каких дозах, кому, она может трактоваться по-разному. В частности промышленный яд в больших дозах полезен человеку… для уничтожения вредных насекомых… но не для собственного употребления во внутрь и не для самих насекомых, а змеиный, полезен для собственного употребления, в малых дозах, для лечения. Аналогично «Все спят, лишь я не сплю» – содержит видимое противоречие, но диалектически не противоречиво, поскольку, хотя понятие «Все» включает понятие «я», понятие «я» отделено от «Все» и противопоставлено ему так что, в данном контексте «Все» не включает в себя «я» и формально-логического противоречия не возникает. Так же непротиворечиво «Это стол и куб» так как понятие стола не исключает понятие куба и наоборот. В разных ситуациях, в зависимости от того, какое свойство объекта считается основным, он может отождествляться с различными понятиями (куба – если речь идет о форме, стола – если дело в его назначении, дерева – если в материале и т. д.). То есть: Суждение, отражающее множественную природу вещей, не является формально-логическим противоречием и соответствует закону непротиворечия, в то время как, неустранимое противоречие указывает на ложность суждения послужившего основой противоречия.

3) Закон исключения третьего.

Из двух, отрицающих друг друга высказываний, одно истинно, другое ложно, а третьего (некоего промежуточного) не дано.

Закон исключения третьего применим лишь там, где нарушен закон непротиворечия – при обнаружении ложных суждений, которые и признан устранять. Он предлагает бескомпромиссный выбор альтернатив, возможный лишь при их достаточной определенности и, без нее, не имеет смысла, становясь неприменимым даже в случае нарушения закона непротиворечия, если они могут быть как одинаково истинными, так и одинаково ложными. Например, на вопрос, выиграю я завтра миллион или нет, ответ один, именно третий: Неизвестно. Нельзя ведь однозначно определить нечто заведомо истинным или заведомо ложным, если нет никакого «ведома». Закон исключения третьего здесь несостоятелен и может указывать лишь на вероятность суждений оказаться истинными, что, касательно приведенного примера, дает следующий результат: «Наиболее вероятно, что нет, поскольку, обычно я не играю в игры, сулящие денежный выигрыш и, завтра так же не собираюсь этого делать». В случае относительности суждений, оперирующих с понятиями без четко определенного смысла, этот закон может быть полностью применим при наличии дополнительных определений. Таким образом, «Он лыс или не лыс», можно трактовать так что, «он лыс, если лыс абсолютно и не лыс, если не лыс абсолютно, но может считаться лысым, относительно абсолютно не лысого, если имеет залысину». То есть: Закон исключения третьего дополняет закон непротиворечия, но применим лишь в том случае, где при однозначности ситуации, имеется прямое отрицание одного понятия другим или косвенное отрицание дополняется достаточно обстоятельными комментариями; его назначение – устранение возникших противоречий.

4) Закон достаточного основания

Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной, в то время как, ложную, по настоящему обосновать невозможно. У всякого человека могут найтись посылки для выдвижения ложной мысли и видимые ее основания. По этому необходима проверка достаточности этих оснований и, если они проходят эту проверку, для опровержения мысли может применяться только хорошо аргументированная противоречащая ей мысль. Достаточно обоснованную мысль нельзя отрицать на том лишь основании, что она выглядит непривлекательной или что-то еще.

Однако отсутствие оснований не обязательно означает ложности мысли: человек может не захотеть или не суметь ее обосновать.

Принципы правильного мышления

Основные законы правильного мышления позволяют вывести ряд основополагающих правил, на которых держится вся дальнейшая логика. А именно: Для правильного мышления

  1. Недопустима подмена понятий вкладываемых в одни и те же термины.
  2. Применение омонимов (слов имеющих несколько значений) и личных местоимений крайне нежелательно там, где могут возникнуть разночтения.
  3. Наиболее приемлемы однозначные исчерпывающие построения, всесторонне охватывающие объект мышления и четко определяющие применяемые при этом термины (например, из самой данной формулировки достаточно ясно, что под объектом имеется в виду не какой-то там объект, а конкретный объект, о котором идет речь, не зависимо от того, материальный он или нет – такая четкость определения в данном случае достигнута с помощью дополнения к слову «объект» слова «мышления»).
  4. Недопустимо утверждение того, чего нет и отрицание того, что есть.
  5. Недопустимо, без веских причин, отрицание того, что было утверждено или утверждение несовместимого с ранее утвержденным.
  6. Недопустимо, без веских причин, утверждение того, что было опровергнуто или утверждение того, что без опровергнутого недействительно.
  7. Недопустимо однозначное суждение по вопросу, в котором отсутствует ясность.
  8. Необходима уверенность в достаточном основании каждого суждения.
  9. Требуется всесторонняя проверка обоснований суждения.

Нарушение этих правил ведет к формальному противоречию путанного, неправильного рассуждения, затрудняющего понимание.

Одно наличие девятого правила дает основание утверждать что, даже среди людей, психически здоровых и умственно полноценных, мало кто мыслит достаточно правильно и, уж тем более, никто не мыслит абсолютно правильно (по всем вопросам), потому что требование всесторонней проверки обоснований каждого суждения мало кем осознано, а, кроме того, зачастую, невыполнимо.

Вспомогательные законы логики

Закон транзитивности (переходности)

Если первое находится в каком-то отношении ко второму, а второе, в подобном отношении к третьему, то в этом же отношении к нему и первое (первое к третьему). Данный закон лежит в основе преобразования суждений с отношениями (в том числе, модальных). Частным случаем является его ассерторическая формулировка, лежащая в основе силлогизмов: Если первое означает второе, а второе означает третье, то первое так же означает третье. Примером чего служит следующее умозаключение: «если рукопись из бумаги, а бумага может гореть, то рукопись так же может гореть».

Закон двойного отрицания

Отрицание отрицания означает утверждение: «Если не верно что, Земля не вертится, то она вертится».

Закон опровержения.

Если из высказывания вытекают противоречивые следствия, оно ложно. Этот закон лежит в основе метода доведения до абсурда, позволяя доказать ложность высказываний, используя сами высказывания. Например, если кто-то утверждает что, истины вообще не существует, то это утверждение либо истинно, либо ложно. Если оно ложно, то истина существует, если оно истинно, то истинна существует, хотя бы одна: что ее не существует. Но, поскольку, утверждается что, истины не существует вообще, то данное утверждение не может быть истинным. А значит, оно ложно и истина существует.

Закон введения отрицания.

Если одним из следствий отрицания высказывания служит, в том числе, и само высказывание, высказывание истинно. Этот закон противоположен закону опровержения и лежит в основе метода косвенного доказательства, позволяя доказать истинность высказывания из допущения что, они ложны. Например, для доказательства высказывания «Существует объективная истина», достаточно допустить что, ее не существует и вывести из этого следствия, в числе которых будет и то, что она существует.

Закон альтернативы.

Нет выбора между одним и другим только если невозможно ни то, ни другое; если возможен только один из вариантов, то это и есть необходимый выбор. Закон позволяет оценивать истинность неопределенных (дезинъюнктивных) суждений.

Закон конъюнкции.

Для отсутствия сочетания достаточно отсутствия хотя бы одного из его факторов (не верно что, погода солнечная и теплая, даже если она только не солнечная или только не теплая). Закон позволяет оценивать высказывания, сочетающие ряд признаков или суждений (конъюнктивные высказывания).

 

< Введение Глава 1 Глава 2. >

 

Комментарии к странице (всего 2)

 

 

 


На главную страницу сайта