ТаблицейБлоками.История упадка Римской империи. Империя при Феодосии Великом |
Последняя модификация: 17.06.2019 г
Страница загружена с адреса: http://humanus.site3k.ru/history/roman_empire/roman_empire_5.html
Назначенный Валентинианом в качестве приемника, его сын Грациан (будучи при жизни отца соправителем запада), стал императором Западной Римской империи в 375 году в возрасте 16 лет. В связи со смертью Валента, 19 января 379 года он провозгласил императором восточной части империи 33-летнего Феодосия. Того самого, который отразил вторжение квадов, будучи дуксом Мезии и отец которого подавил восстание Фирма.
Понимая опасность, которой подверглась бы империя, если бы сразу после смерти Валента и разгрома восточной армии, лишилась бы еще и западной армии вместе с западным императором, Грациан не стал атаковать готов, а занял оборонительную позицию на границе Балкан и Италии.
Тем временем Феодосий начал наводить порядок в остатках разбитой готами восточной армии и атаковать отдельные отряды готов. Отличился отряд состоящего на римской службе гота Модария. Выждав момент, Модарий напал на один из лагерей готов и истребил тысячи врагов, а многие тысячи взял в плен. Пример Модария красноречиво свидетельствует, что, вопреки мнению многих авторов, набор на службу варваров не был проблемой для империи. Проблемой было не сама варваризация армии, а недостаток римских патриотов, готовых в ней служить. В этой ситуации представление о воинской доблести и чести варваров во многом компенсировало недостаток патриотизма, хотя и не мешало им презирать разнежившихся и трусливых римлян. Но в этом виновен не набор варваров, а то, что римляне предпочитали умирать, разрушая свою страну, а не защищая ее.
В 380 году умер Фритигерн. Лишившись лидера, его армия распалась на отдельные отряды, истреблением которых занимался Феодосий. Остготы Алафея и Сифракса, почуяв нависшую угрозу, ушили в Германию. Вождь вестготов Анатарих, соблюдавший мир с Римом, заключенный после похода Валента, оказался загнанным гуннами в горы. Зная о его бедственном положении и уверенный в его честности, Феодосий пригласил его вместе со своими людьми поселиться на римской территории в качестве федератов (автономной области, имеющей внутреннее самоуправление, но признающего верховную власть императора, выплачивающего налоги и, по требованию, предоставляющего армию с собственным вооружением, но под управлением командира, назначенного императором). Это было почти тем же расселением варваров на своей территории, что при Пробе и Константине, с той только разницей, что для их привлечения им предоставлялось внутреннее самоуправление, и их вожди не теряли власть. В то время, когда армия Восточной Римской империи была разбита, а быстро пополнить ее за счет жителей империи не представлялось возможным, Феодосию пришлось манить варваров выгодными предложениями.
Оказавшись на территории империи, Анатарих подчинил своей власти остатки вестготов Фритигерна. Этому способствовал тот факт, что присланные Грацианом войска под предводительством франка Арбогаста (еще одного варвара, доблесть которого восполняла недостаток патриотизма), разгромили банды готов в Македонии и Фессалии. Оставшиеся вестготы предпочли пойти за Анатарихом в подчинение Риму. 11 января 381 года Анатарих торжественно был принят Феодосием в Константинополе. Оба испытывали друг к другу неподдельную признательность. Анатарих спасал Феодосия от готов, Феодосий спасал Анатариха от гуннов. Через 2 недели Анатарих умер (видимо от болезни, так как его смерть не вызвала кривотолков и смут). Его торжественные похороны, устроенные Феодосием, подкупали готов почестями, оказанными памяти их вождя.
3 октября 382 года с готами был подписан договор, по которому они на правах федератов поселялись в опустевших Фракии и Нижней Мёзии. Часть готов было перевезено в Малую Азию. На этот раз было организовано правильное снабжение. Готов на первое время обеспечили зерном и скотом, на несколько лет избавили от налогов.
Феодосий сделал то, что 6 лет назад (за исключением сохранения автономии), должен был сделать Валент. Если бы Валент не поручил эту задачу предателям интересов империи, империя была бы сохранена от множества разрушений и жертв. Ее армия была бы сильна так, что внушала бы ужас всем врагам. А сам Валент был бы жив. Но чтобы он был жив, ему следовало беречь своих добросовестных подчиненных, а не делать их жертвами террора.
Покончив с готской войной, Феодосий отправил франка Рихомера во главе императорских войск наказать арабов, совершавших набеги на провинцию Сирия. Рихомер нанес им поражение и обязал охранять восточные границы империи в качестве федератов.
Отбив вторжение алеманнов в Галлию и передав управление востоком Феодосию, император Западной Римской империи Грациан расслабился и предался своему любимому развлечению - охоте. Делами империи занимались его министры, которые, пользуясь отсутствием контроля со стороны императора, стали более явно и более нагло использовать власть в корыстных целях, что боялись делать при свирепом Валентиниане.
В религиозных делах Грациан попал под влияние сторонников Никейского Собора, которых в те времена стали называть кафолическими христианами. В 381 году с их подачи начались гонения на язычников и еретиков. Из здания сената были вынесены, находившиеся там традиционно алтарь и статуя богини Победы. Имущество языческих общин было конфисковано. Был издан указ, по которому неуважение или, хотя бы, незнание христианских заповедей расценивалось как уголовное преступление.
Но больше религиозной борьбы Грациана интересовала охота. Он пригласил к себе кочевников-аланов, которые славились как искусные охотники, и так увлекся их обществом, что даже стал одеваться и вести себя как сармат, что выглядело диким не только в глазах римлян, но даже в глазах, состоящих на его службе германцев.
Население империи и войска стали воспринимать Грациана, как предателя. Кроме того, его сравнивали с Коммодом, который получил абсолютную власть, не будучи умудренным жизненным опытом и, не желающим ради государственных дел расставаться со своими юношескими увлечениями.
Грациан заменил тяжелое вооружение легионеров. Некоторые авторы утверждают, что это было сделано по требованию солдат, которым не хватало тренированности его носить, но, на самом деле, это могло быть сделано для увеличения мобильности, необходимой для преследования варваров, прорывающихся через границу. Возможно именно отмена тяжелого вооружения, а вместе с ним и защитного доспеха, сделав солдат более уязвимыми, спровоцировала мятеж в армии.
В Британии - территории наименее контролируемой императорским двором, войска провозгласили императором своего командующего Магна Максима, ставшего популярным после его победы в 381 году над вторгшимися в Британию пиктами и скоттами. Максим объявил набор в армию с целью похода против Грациана и собрал в Британии, привыкшей к войне из-за регулярных набегов северных варваров и сакских пиратов, большое число добровольцев, для которых поход на материк был еще и способом покинуть регулярно подвергаемый разорениями остров.
Переправившись в 383 году на материк, Максим практически не встретил сопротивления. Императорские войска охотно переходили на его сторону, видя в нем защитника римских традиций. Грациану с отрядом в 300 аланских всадников пришлось бежать от собственной армии. Но в конце лета он был убит, Испания Галлия и Британия оказались под властью Магна Максима.
Италия и Африка осталась под властью младшего брата Грациана, Валентиниана II, которому было только 12 лет. Военный магистр Баутон (Бавтон), франк по происхождению, остался верен Грациану и, призвав на помощь отряды гуннов и аланов, перекрыл возможные пути вторжения Максима в Италию. Своей армии в Италии практически не было. Так что, приходилось опираться на варварских наемников.
Не решаясь атаковать Валентиниана, Максим обратился к нему с предложением о мире и получил, сначала от него, а потом и от Феодосия признание прав на управление подконтрольных ему провинций. Поскольку Валентиниан, фактически, был заперт в Италии, управление балканскими провинциями Западной Римской империи перешло к Феодосию.
Будучи сторонником кафолических христиан, Максим продолжил гонения сектантов. В то же время, Валентиниан II, попав под влияние матери-арианки, поддерживал сектантов на территории Италии и Африки, и вступил в конфликт с лидерами кафолических христиан, который чуть не перерос в религиозную войну италийцев-ариан с кафолическими италийцами.
В ответ на отказ выделить одну церковь для ариан, Валентиниан (или его мать), издал указ об изгнании медиоланского архиепископа Амвросия. Население Медиолана тут же воздвигло укрепления вокруг архиепископского дворца и встало на его защиту. Отряд готов-ариан по приказу императора окружил эти укрепления, но не решился их штурмовать. Амвросий назвал их приспешниками сатаны, а в подтверждение святости самого Амвросия стали распространяться слухи о совершенных им чудесах. Валентиниан решил отказаться от вооруженного конфликта с религиозными фанатиками, для победы над которыми у него не хватило бы сил. Тем не менее, попытка пойти против кафолической церкви стала одной из причин, по которой Максим нарушил соглашение о разделе власти и, пользуясь тем, что нанятые для защиты Италии варвары были отпущены после заключения мира, летом 387 года вторгся в Италию.
Валентиниан бежал к Феодосию, союз с которым был скреплен браком Феодосия и сестры Валентиниана, Гелле. Италия без сопротивления признала власть Максима.
Женившись на сестре Валентиниана и Грациана, Феодосий поддался на уговоры наказать вероломство Максима, который убил Грациана, в нарушение договора напал на Италию и теперь, с огромной армией, набранной в Испании, Галлии, Британии и среди германцев, мог вероломно напасть на Феодосия. Война против узурпатора была еще и поводом ослабить и приучить к покорности готов, которые со своим самоуправлением не входили в полное подчинение императора, а своей грубостью и презрением к разнеженным римлянам вызывали их ответное презрение. Вся эта национальная рознь должна была пройти со временем, как и раньше уже не раз проходила. Нужно было лишь не обострять конфликт. А пока Феодосий считал полезным испытать готов в боях, их руками уничтожив Максима. Как бы Феодосий не относился к готам, проблему с Максимом нужно было решать. А единственным источником рекрутов в этот момент для него были варвары-наемники.
Набранная среди готов армия Феодосия была пополнена кавалерией гуннов и аланов и в 388 году атаковала находящиеся в Паннонии войска Максима. После поражения в битве Максим бежал в Аквилею, где население подняло восстание и выдало его Феодосию.
После смерти Анатариха - сторонника мира с Римом - объединявшего готов своей властью, готы распались на 2 враждебных партии. Одни хотели жить в согласии с государством, предоставившим им убежище, другие хотели отомстить за унижение, причиненное Лупицином и Максимом в 376-377 годах. Отношения среди готов обострились до того, что сторонник мира Фравитта, зарезал тайного сторонника мести Эриульфа прямо во время пира у императора Феодосия.
В итоге сторонники войны стали понемногу собираться под начало вождя Алариха в Мёзии. Осенью 391, будучи арианами, травля которых велась по всей империи (что явно не способствовало устранению вражды), они вышли из подчинения императору и, во главе с Аларихом, двинулась в Македонию, где нанесли серьезный урон армии Феодосия (Феодосий при этом чуть не погиб, только личное мужество магистра конницы Флавия Промота спасло римскую армию от полного разгрома). В районе устья реки Аксия их удалось остановить. В 392 году императорские войска под руководством Стилихона окружили армию Алариха, но тот, пообещав выполнять обязанности федератов, добился прощения.
Феодосий был сторонником Никейского Собора. Его вера не признавала право на иное мнения в религиозных вопросах. Поэтому в 380 году он издал указ, которым объявлялась допустимой только вера в трактовке, зафиксированной Никейским Собором. Представителям других христианских течений, в частности, арианам запрещалось возглавлять церкви. Никейское толкование Символа Веры получило название кафолического. Силой оружия еретики были изгнаны из церквей, а на их место назначены кафолические епископы.
В 381-385 годах Феодосий издал несколько указов, предписывающих уничтожение языческих храмов и под страхом смертной казни запрещавших жертвоприношения. Так же запрещалось изучение астрологии, которая в те времена была единственной астрономической наукой, но в которую, в отличие от современной астрономии, подмешивались попытки предсказания событий по положению светил.
Ободренное официальной доктриной и руководимое фанатизмом своего епископа, население города Каллиника сожгло еврейскую синагогу и дом, в котором собирались христианские сектанты. Местный судья приговорил их к постройке новой синагоги или возмещению убытков. Император утвердил приговор. Миланский архиепископ Амвросий, с которым в тот период часто общался император, заявил, что терпимость по отношению к иудаизму равносильна гонению христиан, и что любой истинно верующий должен поступать именно так, как поступил епископ Каллиника. В итоге Феодосий отменил приговор, оставив действия фанатиков безнаказанными.
В 392 году в Александрии Египетской под руководством патриарха Феофила, толпой христиан был разгромлен религиозный комплекс бога Сераписа, включая часть александрийской библиотеки. Эти деяния так же остались без наказания.
Пользуясь привилегиями и безнаказанностью, кафолические христиане устроили террор по всей империи. Лишив язычников возможности выполнять ритуалы, они, фактически, покончили с язычеством, так как среди язычников не нашлось бездумных фанатиков. А за поддержку христиан, как и Константина, кафолические священники объявили Феодосия Великим.
Устраивая разруху по всей империи, христиане не позволяли императору поддерживать в ней порядок. В 390 году в городе Фессалоники за уголовное преступление в тюрьму попал популярный колесничий. Толпа пришла ко двору наместника Ботериха, требуя освободить наездника для участия в скачках. Когда же тот отказался выпускать преступника, толпа, раздраженная и тем, что власть в городе принадлежала готам, и тем, что варвар лишает их удовольствия смотреть на состязания их любимого колесничего, насмерть забила камнями наместника и некоторых других представителей имперской администрации. Не желая прощать этот бунт, Феодосий приказал истребить фессалоникийских любителей скачек. По его приказу отряд готов окружил ипподром во время состязаний и перебил всех, кто в это время там находился.
Узнав о резне в Фессалониках, архиепископ Амвросий заявил, что император не может приближаться к святому алтарю с руками, запятнанными кровью невинных и вынудил императора унижено молить о прощении грехов. Церковь, проповедующая смирение, уже не была смиренной. Получив власть над империей, религиозные фанатики высокомерно диктовали свою волю ее императорам. Конечно, в Фессалониках пострадали, в том числе, невинные. Но это был бунт. При чем, бунт, подстрекаемый низменными мотивами. Его жесткое подавление должно было показать всем, что ждет тех, кто вздумает бунтовать и покушаться на представителей законной власти. Но оно не было согласовано с церковью, и за это император должен был поплатиться, чтобы впредь знать, кто истинный хозяин империи.
Существует легенда, что отдав приказ истребить бунтовщиков, Феодосий тут же одумался и послал гонца с отменой приказа, который, однако, не успел его вовремя доставить. Но, зная как христианские писатели пытались обелить Константина Великого, давшего им богатство и власть, не трудно понять, что они пытались обелить и Феодосия Великого, окончательно утвердившего привилегии христианской церкви. А нужные им легенды христиане придумывали при первой же необходимости. Исторической достоверности в них не более чем в мифах древней Греции.
В 391 году, наведя то, что считал порядком, а точнее, установив беспорядок, так как гражданская власть уже, фактически, принадлежала не императору, а толпе самодовольных религиозных фанатиков, Феодосий вернулся в Константинополь. Управление Западной Римской империей он передал ее наследственному правителю Валентиниану II, которому уже исполнилось 20 лет. В подчинении Валентиниану оставалась армия под руководством Арбогаста.
Валентиниан стал следовать политике Феодосия по искоренению язычества. Арбогаст, напротив, сочувствовал язычникам и пытался оказать влияние на императора. В результате между ними возникла вражда. Другой император сослал бы в ссылку или казнил Арбогаста, но получилось так, что тот долгие годы самостоятельно руководил доверенными ему войсками и они ценили военного магистра выше, чем императора. Не желая с этим мириться, Валентиниан стал писать письма Феодосию с просьбой о помощи, сгущая краски в картине своего бедственного положения. Узнав об этом, Арбогаст понял, что находится в опасности и решил последовать примеру других узурпаторов, старающихся забрать власть в свои руки, чтобы сохранить свою жизнь. 15 мая 392 года он убил Валентиниана, пытаясь выдать это за самоубийство.
Историки тех времен противоречиво описывают обстоятельства дела. По сведениям одних Валентиниана задушили телохранители, по сведениям других Арбогаст лично заколол императора. Главная цель многих из этих "свидетелей" - обвинить варвара, не поддерживающего кафолическое христианство. Соответствие истине их мало интересует. Для них идеология важнее исторических фактов, а значит "факты" следует подгонять под идеологические задачи. В конечном итоге историю пишут победители, а не проигравшие. И пишут ее так, как им больше нравится.
Так что, нельзя быть уверенным в том, что Арбогаст действительно убил Валентиниана II. Приписать ему убийство могли просто для того, чтобы у Феодосия был повод его свергнуть, или для того, чтобы представить варваров предателями и взвалить на них всю вину за бедствия империи, сняв ее с себя. Однако сейчас уже не важно, как умер Валентиниан II, и можно принять общепринятое мнение за истину.
В таком случае попытка скрыть убийство объясняется тем, что Арбогаст, в отличие от других узурпаторов, осознавал, что не вправе его совершать. Очевидно, лишь опасения за свою жизнь толкнули его на этот шаг. Но для римлян он стал вероломным варваром, будто сами римляне никогда так не поступали.
22 августа Арбогаст, понимая, что его франкское происхождение не позволит добиться признания сената и народа Рима, возвел на трон начальника имперской канцелярии Евгения, которому полностью доверял.
Евгений отменил гонения язычников и разрешил свободу вероисповедания. После этого Феодосий, очевидно, колебался, признать Евгения, или снова завоевывать западную часть империи. Но в январе 393 года объявил императором запада своего младшего сына Гонория. А в 394 году двинул в Италию войска, набранные среди сарматов и готов Алариха. 6 сентября 394 года произошла битва на реке Фригид. Феодосий одержал победу и казнил Евгения. Арбогаст бежал, но через 2 дня, понимая, что на реванш надежды нет, в традициях древнего Рима бросился на свой меч.
В битве действия сарматской кавалерии были ограничены из-за отсутствия пространства для маневра, и вся тяжесть боя легла на готскую пехоту. После подлости Лупицина и Максима, готы склонны были искать подвох в любом действии со стороны римлян и большие потери в битве среди готов, объясняли тем, что Феодосий умышленно хотел их погубить. Аларих поддержал недовольство своих готов, возможно, потому что сам считал так же, но так же и потому, что был недоволен нахождением в подчинении давно стоящего на римской службе гота Гайны, доверия к которому у Феодосия было гораздо больше, чем к Алариху, недавно нарушившему устав федератов. В итоге порядка 10 тысяч недовольных готов были отправлены по домам. По пути у них кончился провиант и, вместо закупок нового, они занялись грабежом. Фактически, это было второе восстание, в наказание за которое они должны были быть полностью уничтожены. Но их уничтожению помешала необходимость закончить итальянские дела, а потом и смерть императора.
А со смертью императора, заканчивался и его договор с Аларихом. Готы избавлялись от обязательств по отношению к Феодосию.
< Империя при Валентиниане и Валенте Империя при Феодосии Великом Империя под управлением детей Феодосия >